Стили и направления в дизайне посуды. Ретро и винтаж

Одна из ключевых особенностей человека – постоянное обращенность в прошлое. Для нас воспоминания очень важны и играют не меньшее значение, чем настоящее и тем более будущее. Мода на стили, связанные с прошлым, не проходит никогда – меняются лишь эпохи, на которые ориентируются дизайнеры и маркетологи. Ретро и винтаж – два главных понятия для обозначения модных трендов на предметы из прошлого (или ассоциируемые с прошлым) – находят свое отражение и в дизайне посуды.

Стиль «ретро» сегодня трактуется довольно широко. К нему причисляются все направления в дизайне, отсылающие к временным рамкам от конца 19-го до конца 20-го веков. Проявления «ретроспективности» из-за этого сильно различаются, так как разные исторические периоды непохожи друг на друга.

Потребители предметов и интерьера в стиле ретро, как правило, не особенно озабоченны точностью воспроизведения образцов – достаточно, чтобы возникала ассоциация с давно прошедшими временами. Каждая из эпох имеет какие-то свои предметы, очертания которых остались в культурной памяти, и именно на них и ориентируются производители ретро-продукции.

Коммерчески успешные случаи воплощения стиля ретро встречаются довольно часто. Из известных примеров из области промышленного дизайна можно назвать производителя бытовой техники SMEG, чья коллекция премиальных холодильников в стиле 50-х любима дизайнерами по всему миру, датскую компанию Danlamp, специализирующуюся на ретро-лампах, автомобили Volkswagen Beetle и Fiat 500 и многое другое.

Производители посуды во всем мире тоже не обходят вниманием стиль ретро. Наиболее часто такие коллекции встречаются у производителей посуды из эмалированной стали и чугуна, так как именно эти материалы доминировали в производстве посуды в 20 веке.

Производители эмалированной посуды охотно сегодня используют старинные формы и расцветки. Так, австрийская компания Riess до сих пор в больших количествах производит посуду, которая была хитом продаж еще в 50-х. Товарное направление Classic включает в себя несколько коллекций с посудой традиционных форм и традиционных расцветками для домашнего и даже профессионального использования.


Коллекция Weiss Classic от Riess. Фото - www.riess.at

Еще один производитель посуды из эмалированной стали, компания Emalia Olkusz из Польши любима ценителями ретро-стиля благодаря своей коллекцией Nostalgia*. Это изделия, производимые с большой долей ручного труда с 1907 года, имеют изящные и стильные формы.


Коллекция Nostalgia от Emalia Olkusz. Фото - www.emaliowane.pl

Чугунная посуда сегодня в принципе большинством потребителей ассоциируется с прошлым. Это неудивительно – и технологии, и дизайн с прошлого века в этом сегменте мало изменились. Доходит до смешного - начинающие коллекционеры чугунной посуды часто сталкиваются с проблемой, как отличить новую чугунную сковороду от той, что была произведена в начале 20-го века.


Чугунная посуда Lodge. Фото - www.lodgemfg.com

Известная французская марка Le Creuset недавно перевыпустила сотейник Coquelle, созданный дизайнером Raymond’ом Loewy в 1958 году. В данном случае ретро-эффект усилен тем, что данная посуда долгое время не выпускалась.


Сотейник Coquelle от Le Creuset. Фото - www.lecreuset.co.uk

В других случаях знаковые вещи, созданные знаменитыми дизайнерами, настолько хороши, что составляют основу ассортимента тех или иных марок десятилетиями. Например, финскую марку Iittala трудно представить без форм, созданных Каем Франком или Альваром Аалто, а итальянскую марку Alessi – без Филиппа Старка.

Производители посуды из современных материалов тоже иногда ищут источники вдохновения в прошлом. Одна из недавних коллекций корейской компании «Neoflam» так и называется – “Retro”. Несмотря на то, что данная посуда имеет современное керамическое покрытием, получившее распространение всего несколько лет назад, округлые и массивные формы в сочетании с пастельными оттенками действительно делают коллекцию уместной в ретро интерьерах.


Коллекция Retro от Neoflam. Фото - www.neoflam.com

В России и странах СНГ стиль ретро чаще ассоциируется с советской эпохой. В этом плане оставшиеся у нас заводы по производству посуды дают широкие возможности. Эмалированные кружки, чайники и бидоны, алюминиевая столовая и кухонная посуда, подстаканники, граненые стаканы, хрусталь, фарфор с деколями, разработанными в СССР, – все это у нас выпускается в промышленных масштабах и продается в изобилии. Особенность ретро-посуды у нас в том, что ее практически никто из производителей не позиционирует в качестве таковой – ее покупают потому, что она недорогая или привычная.


Никелерованные подстаканники из Кольчугино. Фото - www.kolchugino-melhior.ru

Обращение к дореволюционным временам на российском посудном рынке тоже встречается. Иногда это заметно не только в продукции, но и на более высоком символическом уровне. Так, бывший Ломоносовский фарфоровый завод предпочитает сегодня называться Императорским, а фабрика фарфора в Вербилках превратилась в «Мануфактуры Гарднеръ», добавив дореформенный твердый знак в название.

Винтаж – это термин, применительно к дизайну означающий использование в интерьере старых или искусственно состаренных предметов. Повальная мода на винтажные вещи появилась не так давно – в 90-х годах прошлого века, а в нашей стране - в последние лет десять. Как правило, любители винтажной посуды предпочитают делать покупки на блошиных рынках и в антикварных магазинах. Но иногда здесь возникают проблемы с тем, что не всякой старой посудой можно пользоваться. Так, в антикварный подстаканник можно вставить новый стеклянный стакан или использовать фарфор или хрусталь, произведенный в советские времена (значительная часть российских семей до сих пор так и поступает). Но, например, эмалированную посуду со сколами использовать нельзя, а именно сколы часто придают ей налет старины. Такие возможности используют производители – предлагая новую и пригодную к использованию посуду, но которая выглядит старой. Это может быть посуда из эмалированной стали с искусственными сколами, покрытая защитной прозрачной глазурью или керамика, стилизованная под эмаль. Такие образцы есть, например, в компании The Orchard.


Винтажная коллекция посуды Canteen из эмалированной стали и керамики от The Orchard. Фото - www.theorchardhomeandgifts.com

Если сравнивать отношение к винтажу и ретро в России и на рынках развитых стран, то у нас этот рынок только начинает развиваться. Лишь в последнее время появляются компании и магазины, пытающиеся специализироваться на продаже именно такой посуды, в то время как в Европе или Америке данные стили обслуживает довольно развитая индустрия. Но в России есть особенность – многие тренды здесь развиваются стремительно и в конце концов завоевывают большую популярность. Поэтому у стиля ретро хорошие перспективы - в России к прошлому сегодня относятся серьезно, как нигде.

*В настоящее время производство посуды Nostalgia прекращено и завод распродает только складские остатки

© posudka.ru