На грани выживания. Что ждет рынок посуды премиум-класса

К началу осеннего для рынка посуды сезона параметры ситуации на ближайшее будущее стали более-менее понятны. С высокой степенью вероятности нас ждет продолжение существенного снижения спроса по сравнению с прошлым годом со всеми вытекающими отсюда проблемами: неплатежами, перебоями с поставками, уходом наименее удачных компаний с рынка и т.д. Особенно непростым может оказаться положение тех игроков посудного рынка, которые сконцентрированы на работе с продукцией премиального сегмента.

С начала 2000-х годов объемы продаж высококачественной посуды росли очень хорошими темпами. Рынок продукции премиального класса в последние годы оформился в значимый сегмент, в котором работает несколько серьезных компаний. Посуда премиум-класса поставляется к нам в основном из Европы и Китая, также ее небольшое количество производят и российские предприятия.

Количественный и качественный скачок в продвижении качественной посуды было обусловлен несколькими факторами. Главный из них - рост уровня доходов населения. Также большое значение сыграл общий для России и западных стран тренд на популяризацию домашней готовки. Многочисленные кулинарные журналы, телепрограммы, книги, Интернет-сайты расширили творческие возможности домохозяек в приготовлении блюд из разных кухонь, что, в свою очередь, стимулировало покупку разнообразной посуды с эксклюзивными характеристиками. Кроме того, игроки рынка тоже не сидели сложа руки - количество доступных на полках российских магазинов брендов пополнялось, совершенствовались методы продаж, развивался ритейл, открылось несколько мощных Интернет-магазинов, проводились рекламные компании.

Однако премиальный сегмент рынка посуды, даже набрав силу, по-прежнему остался наиболее уязвимыми к колебаниям спроса. Опыт кризиса 2008-2009 годов показал, что глубина падения продаж дорогой посуды была в несколько раз больше, чем глубина падения продаж посуды среднего и эконом-класса. Но прошлый кризис удалось пережить довольно легко и период 2010-2012 гг с сегодняшних позиций видится едва ли не "золотым веком" для посуды премиального сегмента.

Кризис, начавшийся в конце 2013 года и стремительно разворачивающийся на наших глазах в последние месяцы, также наносит урон в первую очередь продажам качественной посуды. Рост курса доллара и евро, снижение потребительской уверенности, общий негативный фон заставляют людей экономить. Симптомы неблагоприятной ситуации уже почувствовали на себе практически все игроки посудного рынка. Такой инструмент, как анализ запросов по ключевым словам "Яндекс. Директ" наглядно позволяет оценить ситуацию. Как видно из приведенных ниже графиков, темпы падения интереса к трем популярным маркам посуды премиального уровня Zepter, Tupperware, WMF и WOLL опережает темпы падения интереса к посуде в целом.

В отличие от прошлого кризиса 2008-2009 года года сегодня вряд ли стоит надеяться на быстрое восстановление рынка. Настоящий кризис вызван как внутренними причинами, связанными с неэффективностью общей системы управления экономикой, так и усилен политическими факторами. Последние события в экономике грозят обернуться значительным падением уровня жизни населения, из-за чего аудитория потребителей, интересующихся качественной посудой, может заметно сократиться.

Другая проблема связана с введением запретов на импорт продуктов из Европы, США, Австралии, Японии. Помимо того, что данная мера уже приводит к очень чувствительному для покупателей удорожанию еды, в перспективе под угрозой исчезновения могут оказаться многие ключевые для домашних кулинаров локальные продукты. Такая ситуация может привести к тому, что меню домохозяек потеряет в разнообразии, а, следовательно, интерес к высококачественной посуде также снизится.

Снижение спроса поставит перед импортерами премиальной посуды сложную задачу - им придется работать с сокращенными объемами продукции, но при этом необходимо сохранить ассортимент и не допустить существенного увеличения стоимости продукции из-за возросших затрат на логистику. Возможно, работа в таких условиях окажется не всем интересной и в ближайшем будущем мы увидим уход с рынка некоторых игроков. Альтернативный вариант - расширение ассортимента более дешевой продукцией. В среднем- и, тем более, в эконом-сегменте несколько другая специфика работы и есть свои сложности, но обычно переход из высоких сегментов в низкие происходит легче, чем из низких в высокие. Особенно, когда ситуация на рынке не оставляет особого выбора.

© posudka.ru