HouseHold Expo 2015. Итоговый обзор

. Выставка HouseHold Expo - настоящее зеркало российского рынка посуды и товаров для дома. Все тренды, настроения, изменения в общей ситуации, сложности в жизни отдельных компаний, появляющиеся возможности здесь видны очень отчетливо. В этом году летний сезон низкого спроса затянулся, и такая задержка на фоне неблагоприятной экономической ситуации не могла не вызвать некоторую тревогу у игроков рынка посуды. Незадолго до выставки случился очередной провал в стоимости рубля, что также добавило неопределенности и негативных ожиданий. Вместе с тем, даже готовясь к худшему, многие компании не теряют воли к конкурентной борьбе, стараясь разными способами укрепить свои позиции на рынке.

Если посмотреть на статистику, которая во многом отражает реальное положение дел на рынке с учетом психологического фактора, то ситуация получается следующая. Число участников и выставочная площадь выставки по сравнению с осенней выставкой прошлого года сократились соответственно на 15,8% и 14,8% соответственно, число посетителей уменьшилось на 20,3%. Соотношение этих показателей очень похоже на то, что происходит в последний год на реальном рынке: общий спрос на посуду снижается чуть более быстрыми темпами, чем предложение. Сильнее всего пока страдают от кризиса мелкие игроки – небольшие магазины и маленькие оптовые компании, у которых постоянные затраты слишком высоки, а резервов по увеличению клиентской базы нет, из-за чего падение спроса делает бизнес убыточным, и они не видят других вариантов, кроме закрытия.

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Количество участников

195

231

305

418

479

598

538

453

Выставочная площадь (кв. метров)

8747

8 500

13 545

17 525

19500

23363

22300

19000

Количество посетителей

6127

6182

8542

9 284

9243

9573

10478

8351

Если смотреть на качественный состав участников, то можно заметить, что наибольшие потери заметны в посуде среднего и среднего+ ценовых сегментов, которые совсем недавно росли быстрее всего. Rondell, Tojiro, Samura, Oursson, Smakfest, Taller – вот далеко неполный список торговых марок, которых не было на этой выставке. В импорте вообще ситуация получается запутанной. Здесь и валютные колебания (не только по отношению к рублю, но и в паре доллар-евро), и падение уровня жизни основной целевой аудитории, и структурные изменения в спросе на разные товары (например, снижение интереса к посуде с керамическим покрытием). Модель бизнеса, предполагающая высокую наценку, в новых условиях часто оказывается нежизнеспособной. И интересно посмотреть, как компании-импортеры из этой ситуации будут выходить. Вариантов на самом деле видится немного: можно найти более совершенные способы продвижения продукции или (и) сделать свои товары более доступными за счет сокращения маржи, исключения лишних посредников, снижения качественных параметров посуды.

В целом, тренд, описанный нами ранее как «недорогое и отечественное», продолжает набирать актуальность. Если кто в сложный период и наращивает объемы сбыта, то это, как правило компании-поставщики недорогой посуды. Ввод в ассортимент позиций эконом-класса представляется самым очевидным вариантов, и, похоже, по этому пути идет большинство игроков, поэтому в ближайшем будущем даже можно ожидать переизбытка подобной продукции на складах. Выиграют те, у кого посуда будет не только дешево стоить, но и выглядеть более-менее прилично: даже потерявшие в доходах покупатели от хорошего отвыкают долго и откровенный «эконом» будет их отпугивать.

К российским производителями также интерес повышенный (все стенды наших заводов пользовались заметной популярностью у посетителей выставки), но здесь каждый случай надо рассматривать отдельно – даже благоприятное изменение конъюнктуры рынка не гарантирует хороших продаж при отсутствии активной позиции на рынке и умения подстроится под требования клиентов. Пока можно отметить, что компании, которые и ранее успешно конкурировали с импортерами и занимали доминирующее положение на рынке, уже выигрывают от кризиса, увеличивая объемы производства.

Если говорить о самой выставке, то переход на трехдневный режим пока дается и посетителям и участникам нелегко. Весной три дня работы смотрелись вполне органично из-за меньших масштабов, в этот же раз многие сетовали на неудобства нового графика. Половина первого дня была потеряна из-за форс-мажорных сложностей с проходом в связи посещением правительственной делегацией проходившей в этом же павильоне выставки по импортозамещению, а последний день, судя по всему, посетители по-прежнему не жалуют. Второй день показался перенасыщенным - на многих стендах не хватало специалистов для того, чтобы поговорить со всеми посетителями. Хочется надеяться, что в следующем году выставка пройдет в более равномерном режиме – изменение привычек требует времени.

В целом можно сказать, что кризис идет скорее на пользу HouseHold Expo с точки зрения упрочнения ее доминирующих позиций. Организаторы "Консумэкспо" в этом году отказались от осенней выставки, какой "Консумэкспо" будет зимой - пока непонятно. Недавно появившаяся выставка Homi пока еще очень небольшая и посудный сегмент в ней представлен всего несколькими компаниями. На фоне снижающейся конкуренции главное для организаторов HouseHold Expo - не потерять мотивации к самосовершенствованию. Перспективным шагом могло бы стать увеличение участников и посетителей из стран СНГ. Расширяющийся Евразийский Экономический Союз (в настоящее время в него входят РФ, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) дает хорошие возможности по интенсификации товарообмена, а возможности HouseHold Expo пока в полной мере используют только белорусские компании.