Итоги. Российский рынок посуды в 2015 году

Уходящий год для рынка посуды после потрясений 2014 года прошел более спокойно - экономика постепенно сползает вглубь туннеля и никаких лучей света в конце пока не видно. Зато обнаружилось, что и в темноте, в условиях ограниченного количества кислорода, все-таки можно продолжать работать и даже зарабатывать. Первая половина 2015 года фактически ушла на осознание произошедших изменений, во второй половине года производители, оптовики и ритейлеры выстраивали новые модели бизнеса, адаптированные к новым условиям. В качестве позитивного итога можно отметить то, что в целом рынку посуды удалось приспособиться к изменившейся реальности, и потери посудного бизнеса оказались меньше, чем во многих других товарных сегментах.

Общие данные за весь 2015 год по рынку посуды появятся позже, пока же можно предсказать, что в денежном (рублевом) выражении существенного падения объема продаж в 2015 году не будет. Промежуточные итоги Росстата по некоторым крупным сегментам посудного рынка фиксируют снижение объема розничных продаж на единицы процентов, статистика ключевых поисковых запросов по слову "посуда" Яндекса фиксирует повышение интереса к посуде на те же единицы процентов. Наши промежуточные данные показывают пока общее незначительное увеличение продаж в рублях. В натуральном выражении, с учетом значительного роста цен на посуду в этом году, продажи существенно просели и качество продаваемой посуды заметно снизилось.

В рознице ситуация на протяжении всего года была достаточно сложная. Многие ритейлеры существенно пересмотрели ассортиментную политику, в некоторых магазинах полки с посудой заметно уменьшились, цены подросли, выбор стал беднее. С другой стороны, выросла интенсивность проводимых акций, в том числе и акций лояльности в федеральных сетях. Обошлось в рознице и без серьезных потерь – и «Посуда Центр», и «Уютерра», и CookHouse и некоторые другие специализированные сети не только пережили 2015 год, но и продолжили открывать новые магазины. Кроме того, в конце года появилась еще одна специализированная сеть магазинов посуды и товаров для дома Goood’s House, которую запускает группа компаний «Ташир».

Вместе с тем нельзя не отметить тот ущерб, который понесли от кризиса небольшие розничные магазины. В 2015 году десятки предпринимателей ушли с рынка посуды, так как размер вознаграждения для них упал ниже критического уровня. Что будет дальше с розничной торговлей в небольших городах и поселках, где отсутствуют магазины федеральных сетей, пока сказать трудно. Теоретически, освободившийся вакуум могли бы заполнить интернет-магазины, но расходы на доставку посуды в регионах до конечных потребителей пока явно превышают покупательские способности и интернет-торговля развивается более-менее только в крупных городах. Падение рентабельности посудного бизнеса будет одной из главных проблем в ближайший год. Уровень конкуренции во всех сегментах остается довольно высоким, а снижение цен является самым популярным методом стимуляции продаж. Уровень наценки на посуду уже упал, но, скорее всего, будет и дальше снижаться.

В дистрибуции после очень тяжелого весенне-летнего сезона к осени наступила стабилизация. Компаниям, ориентированным исключительно на импорт, в 2015 году пришлось особенно нелегко: малопредсказуемые колебания курса валют, необходимость повышения цен, снижающийся спрос сильно осложняли работу. Но и здесь к концу года большинство компаний более-менее нашли свою тактику работы в условиях продолжающегося падения покупательской способности населения. Появились более доступные линейки, рост цен был немного компенсирован за счет снижения наценки, весь год практически все игроки проводили акции и распродажи, которые помогали сохранить лояльность клиентов и оптимизировать складские запасы. Оптовые компании, не завязанные жестко на импорте, расширяли ассортимент посуды российских производителей, что позволило им получить более сбалансированную товарную линейку.

Из-за экономических потрясений произошло сильное смещение покупателей между разными ценовыми сегментами. Люди, которые до начала кризиса покупали посуду среднего уровня, теперь вынуждены выбирать из сегментов "средний минус" и "эконом", покупатели премиальной посуды стали обращать внимание на посуду, которая ранее считалась средней, потребители с низким уровнем достатка просто ищут самую дешевую посуду, не обращая внимание на ее качество и технические характеристики. Если в следующем году тенденция к ухудшению экономической ситуации продолжится (а это пока самый вероятный сценарий), то это процесс смещения спроса от дорогих товаров к дешевым проявится еще более ощутимо. Ограниченность в бюджете стимулирует повышение грамотности покупателей - перед покупкой все больше людей проводит предварительный сбор информации, изучает отзывы других покупателей и сравнивает цены в разных магазинах, стремясь потратить деньги с максимальной выгодой.

Российские производители в целом от потрясений в экономике выиграли. Вторая половина 2015 года это отчетливо показала – спрос на отечественную посуду заметно вырос. Это позволило многим заводам увеличить объем выручки, повысить прибыльность и нарастить клиентскую базу. В условиях, когда наличие посуды российского производства стало одним из конкурентных преимуществ, многие оптовые компании стали гораздо более лояльными как при заключении договоров поставки, так и решении текущих вопросов.

В последнее время на рынке появились и новые производственные компании; некоторые действующие игроки расширили производственные мощности, другие обнародовали планы сделать это в ближайшем будущем. Тот факт, что в производство посуды в России продолжают поступать инвестиции, можно расценивать только положительно – отечественный рынок несмотря ни на что, продолжает оставаться одним из самых емких в Европе.

В 2016 году одной из самых больших проблем может стать сокращение горизонта планирования до нескольких месяцев. Это связано с нестабильной внешней и внутренней политической ситуации, когда те или иные политические решения могут в короткий промежуток времени оказать сильное влияние на ситуацию на рынке. В 2015 году посудный бизнес в этом плане практически не пострадал – разные санкции и антисанкции обходили его стороной. Но исключать негативные варианты развития ситуации в будущем не стоит. Так, с 2016 года отменяется зона свободной торговли Украиной, а политические проблемы с Турцией могут вызвать проблемы и на посудном рынке, причем не только в импорте, но и в производственном секторе.

Если говорить о выставочной деятельности, то здесь наблюдается снижение конкуренции. В 2016 году впервые после многих лет не состоится зимняя «Консумэкспо», организаторы которой перенесли ее на ноябрь, объединив с выставкой мебели. Таким образом, в первой половине 2016 года HouseHold Expo будет формально единственной специализированной посудной выставкой федерального масштаба в России. Позиции осенней HouseHold Expo скорее всего также укрепятся, так как в условиях ограниченных ресурсов многие компании предпочитают концентрировать усилия на тех направлениях, где риски минимальны. Выставке «ПИР», которая является монополистом на рынке посуды и кухонной утвари для HoReCa, также вряд ли что угрожает, если только наше правительство не сделает с ресторанным бизнесом в 2016 году то, что в 2015 оно сделало с туриндустрией.

Уровень жизни населения сейчас регрессирует к началу нулевых и вполне может достичь показателей 90-х. Это само по себе плохо, но надо сказать, что посудный бизнес за все это время заметно прибавил в технологиях и эффективности. Это касается всех сфер деятельности: производства, логистики, маркетинга и продаж, подбора кадров и т.д. Не говоря уже о сложившихся человеческих отношениях, уровень доверия в которых на сегодняшний день довольно высок и подкреплен годами партнерских отношений. Накопленный багаж позволяет смотреть в будущее хоть и с очень умеренным, но все же оптимизмом.