Производство российского фарфора выросло

По данным компании Indexbox, совокупный прирост объемов производства фарфора в России за 2015 год составил 25%, за 5 месяцев 2016 года - 6% г/г. Среди причин роста производства, представители ООО «БАШКИРСКИЙ ФАРФОР» и ПК «Дулевский фарфор» называют девальвацию национальной валюты. Так, стоимость импортной фарфоровой посуды значительно возросла, в том числе, из-за повышения тарифов на логистические услуги, соответственно, продукция российских производителей стала более привлекательна по цене для конечных потребителей. Производители также отмечают возрастающий интерес к российской посуде из фарфора со стороны иностранных дистрибьюторов: посуда отечественного производства пользуется спросом в США, Франции и Германии.

Драйвером производства также послужила поддержка со стороны государства: в 2013 году были введены таможенные пошлины на ввоз фарфора в Россию, что значительно снизило уровень конкуренции с китайской продукцией и оказало поддержку отечественному производителю. Однако в 2016 году срок действия таможенной пошлины истекает, поэтому представители ПК «Дулевский фарфор» опасаются сокращения объемов производства в ближайшей перспективе на фоне возможного увеличения дешевого импорта. Коммерческий директор ООО «Башкирский фарфор» Казаков Александр Александрович отмечает, что отрасли может помочь увеличение количества госзаказов и урегулирование стандартов качества со стороны государства (эта мера может поспособствовать уходу с рынка иностранных производителей, выпускающих низкокачественную дешевую продукцию).

В числе важнейших предприятий отрасли можно выделить: АО «Императорский фарфоровый завод» из Санкт-Петербурга (изготавливают, в основном, продукцию из костяного фарфора), ПК "Дулевский фарфор" (занимается, преимущественно, производством посуды для домашнего пользования), "Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках" (производят предметы для сервировки стола), ООО "Башкирский фарфор" (изготавливают посуду для предприятий общественного питания). Специалисты Indexbox отмечают, что российские предприятия практически не конкурируют между собой, основным конкурентом, по-прежнему, являются предприятия родины фарфора - китайские производители.

Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Центральный федеральный округ: в I кв. 2016 года там было произведено более 3,3 млн. штук посуды из фарфора, что составляет 76% от совокупного объема. На втором месте с долей 13% находится Северо-Западный федеральный округ, на третьем месте - Приволжский федеральный округ с долей 10%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 98% от российского объема производства в I кв. 2016 года, в 4 кв. 2015 года на те же округа приходилось в совокупности также 98%. Стабильное распределение долей в совокупном объеме производства показывает равномерное внутригодовое использование мощностей во всех федеральных округах.

По мнению специалистов IndexBox, несмотря на позитивные тренды последних лет, российским производителям стоит быть готовыми к возможным трудностям в ближайшее время. Основными стоп-факторами увеличения производства посуды из фарфора являются: сокращающиеся реальные доходы населения (за первый квартал 2016 г. этот показатель сократился на 4,1% г/г.), а также высокая зависимость от импортного сырья и повышение затрат на обслуживание иностранного оборудования для производства. К негативным факторам, влияющим на отрасль, также можно отнести сокращение добычи глины в России с 2015 года и отмену таможенной пошлины на ввоз фарфора в Россию.

Елена Колтыкова
Источник - http://www.indexbox.ru/