Александр Шереметьев, завод "Нева металл посуда": "Для потребителя главное – получить качественный товар"

Завод "Нева металл посуда" является, пожалуй, самым известным российским производителем на рынке кухонной посуды, продукцию которого знают и любят покупатели. За последнее время предприятие кардинально обновилось и скорректировало свою стратегию развития, вложив много сил и ресурсов в модернизацию производственных мощностей. Так, в Псковской области было запущено собственное литейное производство, а в этом году в Санкт-Петербурге начал работу новый завод по нанесению антипригарных покрытий. Параллельно компания активизирует и маркетинговую активность, радуя партнеров и частым обновлением ассортимента и настроенной системой сбыта. Одним из последних событий, связанных с "Невой металл посудой", стала подготовка нового ГОСТа на алюминиевую посуду. Это фактически первый стандарт, целиком и полностью разработанный в России и не имеющий в качестве своего первоисточника какой-либо из документов советского периода. О новом ГОСТе, который вступит в силу с 2018 года и о текущем положении дел на рынке антипригарной посуды рассказывает основатель и генеральный директор завода Александр Паисович Шереметьев.

- Александр Паисович, расскажите, пожалуйста, про новый ГОСТ, разработчиком которого является ЗАО «Нева металл посуда»

Мы написали новый стандарт - ГОСТ Р 56674-2015 «Посуда кухонная с противопригарным покрытием литая из алюминиевых сплавов и цельноштампованная из листового алюминия» в рамках 297 технического комитета Росстандарта. Стандарт вводится впервые. Это значит, что он не отменяет, не дополняет и никаким образом не влияет на действующие ГОСТы по алюминиевой посуде, в частности ГОСТ Р 17151-81 и ГОСТ Р 51162-98. Стандарт носит добровольный характер, т.е. производитель попадает под контроль Росстандарта, только если сам заявляет, что изготавливает посуду в соответствии с данным ГОСТом. Ничего страшного в проверке Росстандарта нет. В 2015 году мы проходили подобную проверку, это было достаточно легко, так как мы следим за производством, документацией, система менеджмента качества компании сертифицирована в соответствии с ISO, кроме того, в нашей компании существуют внутренние стандарты, которые намного более требовательны и затрагивают не только качество товара, но и качество управления организацией.

Никто не обязывает компании производить посуду по стандарту. Китай, Европа, Америка – все могут завозить на территорию Российской Федерации свой товар, ни к какому ГОСТу не привязываясь. У нас в компании, например, разработан ряд перспективных премиальных изделий с шероховатой внутренней поверхностью, которые мне очень нравятся, но они не могут быть заявлены на соответствие новому ГОСТу, так как в нем указано, что внутренняя поверхность посуды должна быть практически идеально гладкой. Мы по этому поводу не переживаем.

На данный момент ГОСТ принят, опубликован в официальных источниках, но вводиться в действие будет с 1 января 2018 года. Этого времени достаточно, чтобы все производители, в том числе «Нева металл посуда», могли принять решение, будут ли они заявлять соответствие своей продукции ГОСТу.


Александр Паисович Шереметьев на церемонии торжественного открытия нового завода НМП в Санкт-Петербурге

- Каковы были предпосылки создания нового ГОСТа?

Предпосылки к формированию ГОСТа появились у нас еще в 2010 году, когда рынок наводнило обилие некачественного товара, в том числе опасная в производстве посуда с керамическим покрытием 1 и 2 поколения, которое наносили на тонкий штампованный алюминий. Такая посуда была опасной для здоровья, крайне недолговечной и вызывала разочарование у потребителей. (Отмечу, что посуда с керамическим покрытием 3-4 поколения заслуживает доверия, и мы верим, что она вернется на российский рынок, возьмет свою долю и будет существовать на рынке уже всегда). Кроме того, некоторые производители и импортеры стали указывать на упаковке информацию, не соответствующую действительности, к примеру, о том, что сковороду с антипригарным покрытием можно разогревать до 400 градусов Цельсия. Все это отражалось на доверии покупателей. Именно тогда у нас возникла идея сделать стандарт, который подстраховал бы потребителей от некачественного товара.

- Расскажите, в чем основные отличия нового ГОСТа от ГОСТ Р 17151-81 и ГОСТ Р 51162-98?

Начнем с того, что все три ГОСТа - разные. ГОСТ Р 51162-98 «Посуда алюминиевая литая» фактически создавался для литой алюминиевой посуды без покрытия. Он определяет требования к типу сплава, креплению ручек, описывает формы дна посуды и виды допустимых/недопустимых дефектов, а вот что касается требований к качеству антипригарного покрытия - стандарт ссылается на ГОСТ Р 17151-81 «Посуда хозяйственная из листового алюминия». Однако указанные в стандарте требования к качеству антипригарных покрытий, по нашему мнению, слишком упрощены и не гарантируют покупателю длительности сохранения антипригарных свойств посуды. Как ГОСТ Р 17151-81 предлагает проверять эти свойства покрытия? Одной каплей молока диаметром 0,3-0,5 см. Если она не пригорела – значит неприлипаемость у посуды хорошая. Как вы считаете, данный тест может гарантировать покупателю сохранение антипригарных свойств посуды в течение хотя бы 12 месяцев?

В основу нового стандарта лег многолетний опыт работы нашей компании и те испытания качества товара, которые мы проводим сами и которые проводит подавляющее большинство производителей в России и Европе. В новом ГОСТе большое внимание уделяется качеству антипригарного покрытия: впервые появилось определение противопригарного покрытия, определена толщина и износоустойчивость для 2-слойных и многослойных покрытий, четко прописаны методы контроля качества. Мы ввели 16 тестов: на прочность сцепления с поверхностью, на отслаивание, на закаливание и термостойкость, сахарный тест, тест с солью, томатной пастой, уксусом и водой и другие, которые имитируют использование посуды в домашних условиях с максимальной нагрузкой, по аналогии с принятой в Европе системой тестов ST104. Для проверки длительности сохранения антипригарных свойств посуды используется серия тестов, в т.ч. блинный тест, который проверяет антипригарные свойства сковороды при выпечке не менее 15 блинов, каждый из которых выпекают с одной стороны не менее 7 минут, после чего блин должен «слететь» со сковороды. По результатам подобных тестов уже можно судить о качестве антипригарного покрытия и длительности сохранения антипригарных свойств.

Когда покупатель приходит в магазин и видит на упаковке значок соответствия ГОСТу – он доверяет качеству продукта, но совсем не думает о том, какие технические испытания проводились с посудой, какие материалы и технологии использовались при производстве. Для потребителя главное – получить качественный товар в том ценовом сегменте, на который покупатель ориентируется, и чтобы товар удовлетворял всем необходимым потребностям. И потому как мы всегда ставим себя на место потребителя, мы выступаем за то, чтобы и импортеры и производители привозили и изготавливали качественную посуду, которая не будет деформироваться, будет сохранять антипригарные свойства максимально долго. Ведь нам всем хочется, чтобы ботинки не натирали ноги, а пиджак всегда хорошо сидел, чтобы поджаренная нами картошка была отменно вкусной и непременно с хрустящей корочкой.

- Как другие игроки рынка отреагировали на появление нового стандарта?

Сегодня производители задают вопросы, указывают на неточности, призывают стандарт упростить. Мы, в принципе, не возражаем. Стандарт – вещь живая, он будет меняться. И меняться он будет в рамках технического комитета, так как у Росстандарта есть старый советский подход: стандарты разрабатываются компаниями, объединившимися в рамках технического комитета. Мы попали по профилю в 297 комитет, поэтому как работали в его рамках, так и продолжим работать.

Надо также понимать, что ГОСТы сегодня – это и межгосударственные стандарты, действующие на территории Белоруссии, Казахстана, Киргизии и других стран бывшего СССР за исключением прибалтийских. Изменения в них вносятся через межгосударственный технический комитет. Мы готовы работать и над внесением изменений в действующие межгосударственные стандарты, упростить требования, предусмотренные новым российским ГОСТом для производителей штампованной посуды.


Стенд завода "Нева металл посуда" на выставке HouseHold Expo 2016

- Какие тренды Вы наблюдаете на рынке сегодня?

Одна из тенденций, которую мы наблюдаем на рынке - движение в сторону дешевого товара. Такой товар выбирают сегодня 70-80% покупателей. В связи с этим на рынке происходит некоторое расслоение: ориентированные на средний и низкий ценовой сегмент компании уходят в жесткую конкуренцию по ценам. Компания «Нева металл посуда» никогда не применяла ценовую конкурентную стратегию и ни с кем на рынке не ведет ценовых войн.

Рынок посуды можно сейчас сравнить с автомобильным рынком, понятным большинству мужчин. Премиальный сегмент рынка прочно удерживает свои позиции, а вот средний сегмент сильно провалился. Нам в данной ситуации повезло - мы заняли правильную нишу. К счастью для компании, среди покупателей сформировался значительный слой людей, которые, достигнув определенного уровня потребления, уже не хотят приобретать товары ниже привычного уровня качества. Такие покупатели могут сегодня делать покупки реже, чем раньше, однако всегда голосуют рублем за качество. Именно они поддерживают нашу компанию, благодаря ним мы поддерживаем и наращиваем свой уровень продаж в штуках и рублях, ощущаем уверенность в будущем. Бренд «Нева металл посуда» - это отечественный бренд №1, мы в это верим и себя довольно спокойно чувствуем на рынке.

Все разговоры о том, что сейчас нет продаж, не совсем верны. Возможно, у кого-то продаж и нет, но если ты действительно делаешь качественный товар и занимаешься развитием своей компании, то будешь продавать всегда. Поэтому компания «Нева металл посуда» за 2015 год и первую половину 2016 года нарастила объем продаж как в рублях, так и в штуках.

Часто у производителей бывает ситуация, когда в рублях продажи растут, а в штуках – падают. У нас рост идет параллельно. Наша доля в целом по рынку посуды с антипригарным покрытием составляет сейчас около 14%. Если брать литую посуду, то свою долю мы оцениваем далеко за 30%. Дело все в том, что компании, которые делают оценки, делят рынок по типу материалов, а не по профилю производства изделий (сковороды, кастрюли, чайники). Хотя рынок посуды, по нашему мнению, единый, многие делят его, например, на рынки эмалированной и антипригарной посуды. Если брать всю посуду, которая продается на полках магазинов, то доля «Нева металл посуда» в ней составляет около 4%.

- Означает ли это, что «Нева металл посуда» сейчас работает в премиальном сегменте?

На российском рынке посуды премиального сегмента, как такового, не было и нет. Существуют компании, преимущественно немецкие, которые могут поставить свою продукцию на российский рынок в качестве премиального. Однако производят они свои изделия в Китае и Турции. Про Китай я слышал от других, в отношении Турции – видел несколько раз собственными глазами. Многие великолепные немецкие бренды, которые я не буду называть, выпускаются в Турции. А мы не верим сами в себя.

На выставке мы представили новую коллекцию «Восточная кухня». Она смотрится как премиальная и по всем характеристикам является премиальной, требует особой обработки, больших трудозатрат, специального оборудования. Понятно, что такая посуда будет стоить не две с половиной тысячи рублей, а значительно выше. Она требует высокой цены и точно не будет конкурировать по ценам с другими товарами на полке. А если сравнить качество антипригарных покрытий с немецкими, то мы им ровным счетом ни в чем не уступаем. У нас есть вопросы по фурнитуре, упаковке, но мы знаем, что наши антипригарные покрытия - более безопасные.


Новая коллекция посуды "Восточная кухня"

- Как на вас влияет государственная программа импортозамещения?

В сфере производства посуды импортозамещение происходит естественным путем за счет ухудшения валютной конъюнктуры и доступности финансирования для импортеров. На этом фоне рост качества отечественной продукции способствует ускорению этого процесса. Государственные программы «Содействия импортозамещению» возможно существуют в других отраслях.