Константин Хлебников, "Борисовская керамика": "Каждый на своем уровне управляет тем, что попадает в сферу его влияния"

События на рынке отечественной керамической посуды нечасто радуют позитивом. Из последних новостей: инициирована процедура банкротства в отношении завода "Фарфор Сысерти" из-за внушительных и постоянно растущих долгов, усиливается пресс со стороны поставщиков электоэнергии и газа на "Фарфор Вербилок". Процесс сокращения производства посуды из фарфора и керамики и исчезновения заводов с рынка продолжается в нашей стране уже не одно десятилетие. В причинах такой ситуации разобраться непросто, как обычно, в каждом отдельном случает есть комплекс субъективных и объективных факторов. Константин Хлебников, директор фабрики "Борисовская керамика", одного из немногих предприятий отрасли, которое не опускает руки и старается развиваться даже в непростых условиях, делится своими рецептами бизнеса и мыслями по поводу будущего российской керамической отрасли.

- Константин Анатольевич, вы опять были на выставке в Китае, не прошло и месяца? Вы явно зачастили. Что на этот раз вас сподвигло?

- В этот раз мы посетили ежегодную специализированную выставку CERAMICS CHINA 2017, которая касается керамической отрасли как таковой, т.е. сырье, материалы, оборудование и прочее. Это традиционное для нас мероприятие, вот уже три года как мы ввели для себя эту систему.

- Вы говорите мы, т.е. вы были не один, с кем посещали?

- А я никогда один на такого рода события и не езжу, всегда беру сотрудников, по всем направлениям деятельности, в этот раз были вдвоем с главным технологом Тараскиным В.И. Управляющее звено находится на острие атаки мысли, как же можно им не давать возможность видеть собственными глазами и щупать собственными руками современные тенденции в отрасли, это недопустимо, да и что я потом буду с них требовать!? Это и обучение, и уровень, и перспективы для личности, что в свою очередь выливается в развитие предприятия и коллектива. Следующие поездки планируем в Мюнхен, Франкфурт, Флоренцию и все это в коллективе с 2-3 сотрудниками. Стараюсь вывозить на такого рода мероприятия во-первых, ведущих и перспективных управленцев, во-вторых, заслуженных. Это не говоря еще о выездах по территории СНГ.

- Здорово. Как выставка? Что нового? Все ли удалось?

- Выставка - неплохо, правда чувствуется спад, каждый год похуже, промышленности Китая тоже непросто сейчас, когда темпы роста упали вдвое, к этому тоже нужно привыкнуть, у них также рынок трансформируется, сейчас их промышленность все больше переключается на внутренний рынок и не без успеха! Но в целом конкретно по выставке, что мы планировали, то реализовали. Основная цель состояла в подборе поставщика сырья для глазури, называется фритта.

- Ну как же так Константин Анатольевич, вы придерживаетесь патриотических настроений, высказываетесь всегда за то, чтоб покупать у своих, а тут сами вот оказывается за чем ездили!?

- Для меня это душевно тяжелая тема, но другого пути нет, нас вынудил это сделать наш отечественный партнер-производитель, я не буду его называть, пусть это будет на его совести, но без предупреждения поднять цену на 27% это не просто чересчур, это даже можно грубее сказать, простите!

И что мы получаем на выходе: с китайцами согласована цена в 2 ,5 раза ниже чем сейчас берем у своих, а с итальянцами в 2 раза!!! Ну, можно скидку сделать на Китай, типа у них всегда все дешево, хотя это уже далеко не так, а у итальянцев почему в 2 раза дешевле? У них что, налогов меньше или энергоресурсы дешевле или их рабочие в 2 раза меньше наших получают!? Нет, мы ж все здравомыслящие люди. Просто наш отечественный партнер-производитель думает, что так вот можно себя со своими партнерами вести и тем более с клиентами! При этом я вам скажу, что у нас были добрые, давние партнерские отношения и, как говорится, ничего не предвещало, просто пришла новая команда, и по ходу ребята, как я говорю, хотят заработать до обеда, а после обеда уже тратить! Ущербная стратегия, я в этом не сомневаюсь. Мы это уже проходили с пигментами. Ситуация была аналогичной. Сейчас когда мы поставки переключили на производителей из Китая, ситуация несколько скорректировалась. Ничего, благополучие пережили, и это переживём, крепче будем, сильнее! Тем более что аналоги нашли на порядок лучше по качеству, а это у нас на первом плане. Так это еще не всё! Что значит поменять глазури!? Это очень не просто и не быстро. Нас теперь к своим глазурям китайцы и итальянцы, так сказать, прирабатывают, естественно, подучивая моих технологов как лучше, что поменять, что добавить. Мы становимся богаче интеллектуально, общаемся-то с матёрыми фриттоварами, они этим ремеслом по 50 лет уже занимаются. Так вот! Мы на выставке то и были 2 дня всего, а потом на обучение к своим потенциальным партнерам ездили.

- Плодотворно?

Более чем! Очень много нового узнали, но это из разряда профессиональных секретов, думаю, что на нашей продукции это в ближайшее время отразится. Сами увидите, оцените.

- А в этот раз вам удалось побывать на производствах аналогичных вашему?

- Да, удалось! Мы побывали на 2-х предприятиях и не просто посмотрели, но и обменялись опытом, китайцы нас с третьего раза подпустили все-таки! Мы их смогли заинтриговать! Мы остались довольны. Жаль что не все можно повторить, по крайней мере, с ходу, но пытаться будем!

- А почему так дела обстоят?

- Ну, во-первых, это связано с теми материалами и реактивами, которые они используют. У нас их просто нет (не производятся) или же их нужно искать или смешивать или искать аналоги, они нам, конечно, дали материалы в виде пробников, но для производства это не достаточно, это только для лабораторных испытаний, а во-вторых, не всегда можно и технологию-то поменять, а это бывает так вообще не просто! Но я вас заверяю, что мы все это будем пробовать и внедрять с особым настроем. У нас дня не проходит без пробных исследований, испытаний, подходов, методик, анализов, как касательно технологии, материалов, так и техники! Вот сейчас стоим на пороге замены состава массы, которая призвана как улучшить потребительские качества, так и упростить промышленный процесс. Занимается этим главный технолог со своей командой, я тоже на подхвате. Фарфоровую массу смогли сделать полностью на отечественном сырье, так она и дешевле этак раза в 2,5-3 получается от той, что используют наши фарфористы, привязанные к своим украинским партнерам-поставщикам. В общем, бьёмся за место под солнцем.

- И все же, есть у нашей фарфоро-фаянсовой отрасли перспективы или нет?

- Вы знаете, я отвечу так, если до конца года доллар поднимет планку до 62-65 рублей, то в краткосрочном и даже немного среднесрочном плане есть, но только не у отрасли, а у некоторых предприятий, ну, естественно, тех, которые хоть как то занимаются своим развитием. Те, кто этим не занимается в силу тех или иных причин, перспектив не имеют и сегодня и завтра. На государство рассчитывать не приходится от слова совсем! Мы настолько мелки и ничтожны в своих объемах, что от нас отмахиваются как от назойливых мух.

- Ну как же так, предпринимаются же какие-то шаги со стороны власти, чтобы улучшить ситуацию!?

- Вот вы правильно сказали, какие-то шаги! Да, надо же видимость процесса создать вот они её, эту видимость и создают! В этом им равных во всё мире, наверное, нет! Имитация есть, а развития нет!
Почему вы во всем вините государство?

Ну почему же во всём, не во всем, а только в управлении процессами, понимаете ли, каждый на своем уровне управляет тем, что попадает в сферу его влияния. В сфере влияния любого директора находится его конкретное предприятие и только. Директор того или иного предприятия не может влиять на процессы, которые подконтрольны властям, эти процессы не находятся в сфере его влияния, они могут находиться только в сфере косвенного влияния и то в нашем случае это только чисто теоретически, а не практически! Вот Ковальчук или Сечин с Миллером - они могут влиять практически, и влияют, но у этих ребят нет предприятий в нашей отрасли, к сожалению, а мы своей отраслью не дотягиваемся до монархического круга людей, принимающих решения! Все, приехали! Потому что государственная машина, как таковая, только себя сейчас и обрабатывает, она такая громоздкая, что ни на что больше не способна! Она разрослась просто до абсурда, сама себя теперь контролирует, проверяет, наказывает в широком смысле этого слова, нас-то уже не хватает!!!

- Далеко ушли от темы.

- Нет, не ушли, даже совсем не ушли!

- И все же, может быть, посоветуете что-либо коллегам по цеху?

- Бороться и искать, найти и не сдаваться, рассчитывая только на свои силы.

www.borkeramika.ru