Здравствуй, осень! Рынок посуды ждет непростой сезон

Нынешнее лето подходит к своему завершению и можно уже подумать о наступающем сезоне активных продаж. Как показывает практика, уже со второй половины сентября домашняя утварь начинает возвращаться в орбиту интересов среднего российского покупателя. Наступающий сезон для игроков рынка посуды не обещает быть простым: негативные факторы прошлых лет постепенно накапливаются, плюс возникает неопределенность с основными параметрами, определяющим потребительский спрос.

Ситуация в российской экономике продолжает оставаться непростой. За семь месяцев текущего года оборот розничной торговли по официальным данным вырос на 2,5%, реальные располагаемые доходы – на 2,6%. Официальная инфляция пока держится на уровне 2,3%. Показатели в целом позитивные, но скорее свидетельствуют о продолжении стагнации, нежели о том, что экономика начинает выходить из кризиса.

Помимо официальной статистики, следует принимать во внимание, что лето принесло с собой рост цен на ГСМ (с начала года бензин подорожал примерно на 10%) и энергоресурсы, увеличиваются расходы на логистику и сырье, рубль опять проваливается по отношению к доллару и евро.

К сентябрю многие производители и поставщики планируют повышение цен. В среднем можно прогнозировать рост стоимость посуды отечественного производства на 5-6% (т.е. минимум в два раза выше, чем официальная инфляция), какими будут цены на импортную посуду, можно пока лишь гадать. С начала лета рубль потерял около 10% свой стоимости (с начала года - 17%), и есть все основания готовиться к его дальнейшему падению, соответственно, импортная посуда уже стала дороже, и дальнейший рост цен весьма вероятен.

Пик падения рубля пришелся на август - самый активный в плане туристической активности месяц. Это означает, что в отпусках многие из платежеспособных покупателей потратят больше средств, чем планировали ранее. Соответственно, в среднем и премиальном посудных сегментах спрос на посуду в начале осени может оказаться заметно ниже прошлогоднего. Информация о повышении НДС с нового года и разговоры вокруг пенсионной реформы позитивно на покупательских настроениях тоже вряд ли скажутся.

Пока все говорит о том, что физический объем продаваемой посуды в ближайшие месяцы будет снижаться по сравнению с прошлым годом на уровень, примерно соответствующий инфляции в посудном секторе. В таких условиях можно ожидать, что будут и далее усиливаться тренды последних лет: активизация ценовой конкуренции и снижение среднего уровня качества посуды, сокращение вложений в развитие.

Кризис, начавшийся в 2014 году, российские производители переживают более уверенно, чем импортеры, на протяжении последних лет наращивая свою долю рынка. Вместе с тем использовать резервы «импортозамещения» в дальнейшем будет все сложнее, главным образом из-за того, что покупательский спрос будет снижаться во всех сегментах, что увеличивает риски инвестиций в развитие производственной базы.

В розничной торговле ситуация будет не самой благоприятной для региональных сетей и независимой специализированной рознице. В отличие от федеральных сетей у небольших игроков нет инструментов для сдерживания цен, и разница между ценовыми предложениями крупных игроков и небольших магазинов будет увеличиваться.

Резкие колебания валюты отпугивают покупателей от зарубежных интернет-магазинов. Данный фактор может на время притормозить рост аудитории таких площадок, как AliExpress, и какая-то часть покупателей переориентируется на российские онлайн-магазины и традиционную розницу.

© posudka.ru