Индекс потребительского доверия россиян в третьем квартале 2018 г. снизился на три пункта

Индекс потребительского доверия россиян в третьем квартале 2018 г. опустился на три пункта (до 67) относительно предыдущего периода. Показатель достиг минимума с 2016 г. Такие данные приводятся в исследовании The Conference Board, подготовленного в сотрудничестве с Nielsen.

Индекс складывается из трех показателей — оценки потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги. Два из них ухудшились. Процент россиян, позитивно оценивающих перспективу на рынке труда в ближайшие 6 месяцев, снизился на 3% — до 19%. О том, что сейчас не лучшее время тратить деньги, заявили 19% опрошенных (−1% к предыдущему периоду). Число россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие 6 месяцев, осталось на уровне второго квартала — 31%.

Доля российских потребителей, у которых есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), выросла на 3% — до 81%. Потребители стали тратить меньше свободных средств на развлечения вне дома (29%, −2 п. п.), отпуска (27%, −2 п. п.) и сбережения (31%, −1 п. п.). Одновременно с этим увеличилось число россиян, которые расходуют их на покупку новой одежды (43%, +3 п. п.), выплату долгов (31%, +4 п. п.) и обустройство дома (23%, +2 п. п.).

Доля россиян, которые экономят, в третьем квартале увеличилась на 1% — до 66%. Опрошенные признались: чтобы сэкономить, они сокращают расходы на развлечения вне дома (56%, +6 п. п.), отпуска (37% +7 п. п.), переходят на более доступные бренды (31%, +6 п. п.) и пытаются сэкономить на электроэнергии и газе (30%, +5 п. п.). Сильнее всего россиян беспокоят увеличение тарифов на электроэнергию и газ (24%, +4 п. п.), состояние экономики (23%, +6 п. п.), и увеличение цен на еду (23%, −3 п. п.). О здоровье стало переживать меньше респондентов — 23% против 27% во втором квартале.

«Индекс потребительского доверия в России приблизился к исторически низким отметкам — более низкие значения мы отмечали только в 2016 году. В предыдущем квартале более высокие значения индекса, вероятнее всего, были обусловлены внешним позитивным информационным фоном, связанным с чемпионатом мира по футболу 2018 и жарким летом. В III квартале он изменился. Изменение налогового законодательства и связанные с ним инфляционные ожидания, снижение реальных доходов, волатильность рубля в августе и сентябре — все эти факторы обусловили отрицательную динамику индекса в последнем периоде. Люди очень четко считывают эти сигналы, и, как следствие, на первый план выходит обеспокоенность перспективами экономики и рост тарифов на электроэнергию и газ», — пояснил директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия Константин Локтев.

Источник - https://adindex.ru/