Итоги 2018. Интервью с Ильей Н. Петуновым, директором ООО "Белпромсервис про"

Представляем нашего очередного собеседника, с которым мы обсуждаем итоги года и текущие процессы на рынке посуды – Илью Николаевича Петунова, директора ООО "Белпромсервис про", входящего в группу "Белпромсервис" (ТМ «Кухар»). Основные темы разговора – различные стороны функционирования рынка посуды Республики Беларусь в сравнении с российским, изменения в ситуации на рынке посуды из нержавеющей стали, особенности поведения покупателей и т.д.

- Илья Николаевич, как оцениваете динамику рынка посуды из коррозионно-стойкой стали в России и Беларуси? В Беларуси, в отличие от России, статистика показывает рост доходов на 7-8% в течение года. Сказывается ли это на продажах посуды?

- Внутренняя ситуация с уровнем доходов и заработной платы в Беларуси несколько сложнее чем это кажется со стороны большинству россиян. Несмотря на твердую решимость довести таки обещанную ещё в 2010 году «среднюю» по стране зарплату до 500 у.е. в эквиваленте, получается это как-то не так быстро, как хотелось бы руководству страны. В качестве инструмента используются, как и ранее, жесткие административно-директивные методы. Но проблема в том, что граждане, наученные предыдущими сокрушительными девальвациями национальной валюты предпочитают аккумулировать свободные средства всё таки в иностранной валюте, тем более что за последние 2 года произошло ощутимое снижение ставки рефинансирования Нацбанка до 10% годовых (в начале 2016г. она составляла 25%) и, соответственно, доходов по банковским вкладам в национальной валюте.

Розничная торговля промышленными товарами и, в частности посудой, уже не первый год демонстрирует некоторый рост только в денежном выражении и связано это, прежде всего, с ползучим ростом отпускных и розничных цен, а не ростом количественных объемов продаж. И даже если официальная статистика демонстрирует некий рост доходов, то это совсем не означает рост уровня жизни и покупательной способности населения, особенно в отношении промышленных товаров длительного пользования не первой необходимости, к которым относится в том числе и посуда. Как мне представляется, ситуация на российском рынке схожая, лучшие времена динамичного роста посудного рынка позади, точка насыщения пройдена, и дальнейшая динамика развития будет характеризоваться больше межвидовой посудной конкуренцией и перераспределением покупательского спроса в зависимости от покупательной способности населения.

- Насколько верным является субъективное ощущение, что в целом на полках нержавеющая посуда становится дороже и хуже по качеству?

- Наверное, тут надо чётко разделить в этом плане рынки Республики Беларусь и Российской Федерации по ситуации. Я вполне допускаю, что нечто подобное может происходить в России, где в данном сегменте доминируют импортеры и федеральные торговые сети, которые контролируют не менее 90% рынка. А их подходы в ситуации, когда до сих пор отсутствует технический регламент на посуду, а соблюдение отечественных стандартов давно не является обязательным, хорошо известны. На белорусском рынке отечественная посуда из нержавеющей стали т.м. КУХАР явно доминирует и занимает на данный момент не менее 50%, с годами становясь только разнообразнее, лучше по качеству и техническим характеристикам. При этом, за 2 последних года отпускные цены на неё если и выросли, то не значительно (в пределах +5%). Это принципиальная политика белорусского производителя: посуда должна становиться только лучше без существенного удорожания. И мы совершенно четко видим, как белорусский покупатель своим кровным рублем нас в этом полностью поддерживает.

- Видны ли какие-то изменения в поведении покупателей? Становится среднестатистический потребитель разборчивее и требовательнее?

- В покупательском поведении белорусских покупателей наметилась четкая тенденция в рознице совершать покупки исключительно в так называемые «единые скидочные дни», которые уже второй год на постоянной основе практикуют все крупнейшие универмаги Минска. То есть в обычные дни покупатели лишь присматривают объекты будущих покупок, а покупки совершают исключительно в «скидочные дни». А поскольку в каждой неделе таких скидочных дней может быть 2-3, то не трудно представить, во что превратилась розничная торговля, в которой периоды практически полного затишья сменяются набегами толп страждущих покупателей и «шапошным разбором». А если по взаимному соглашению сторон ритейлер снижает свою торговую надбавку до минимальных 10%, а производитель дает скидку от отпускных цен, например на 20%, то розничная цена посуды может в скидочные дни опускаться даже ниже отпускных оптовых цен изготовителя. Как правило, посуда продаваемая по таким акциям ограничена по ассортименту и количеству.

Практически все крупные белорусские поставщики посуды имеют собственный штат мерчендайзеров, который в большинстве предприятий розничной торговли выполняют роль продавцов-консультантов. Без этого уже трудно представить себе современную розницу, несмотря на дополнительные затраты поставщика, но по другому трудно ожидать эффективных розничных продаж. Место на полках ограничено, предложение товара огромно и явно превышает возможности выкладки. По сути, сейчас место на полке универмага - это настоящее поле битвы между поставщиками за возможность продать именно свой товар. И, к сожалению, выигрывает эту «битву» не всегда тот из поставщиков, кто предлагает лучшую цену и качество. Если говорить о предпочтениях покупателей, то по-прежнему для большинства потребителей, увы, основным критерием выбора посуды из нержавеющей стали является цена, а не её технические характеристики и качество. Справедливости ради следует отметить, что уровень осведомленности и грамотности в вопросах выбора посуды потребителями всё-таки постепенно растет, в основном за счет большей доступности информационных ресурсов интернета.


Новинка 2018 года от ТМ "Кухар" - серия "Крокус" с металлической крышкой и фурнитурой "Традиция"

-Как себя чувствует опт и специализированная посудная розница в Беларуси? Бывают ли проблемы с платежной дисциплиной?

- И тут хотелось бы, прежде всего, обратить внимание на существенные структурные различия и особенности функционирования посудных рынков Беларуси и России. В Беларуси на государственном уровне ведется целенаправленная, непримиримая многолетняя борьба с посредничеством в торговле, из-за чего на рынке доминирует 2-х звенная структура оптовой торговли: импортер-оптовик – розница или непосредственно производитель товаров - розница. Не оставляет государство без внимания и вопросы платежной дисциплины между предприятиями различной формы собственности. Откровенное её несоблюдение вполне может закончиться для предприятия розничной торговли приостановкой операционной деятельности по представлению МАРТ (Министерства антимонопольного регулирования и торговли).

Понятно, что периодически могут возникать определенные текущие задержки платежей за ранее поставленный товар, но если товар действительно востребован, то предприятие торговли само заинтересовано в том, чтобы обеспечить бесперебойность его дальнейшей поставки. Специализированная посудная торговля представлена на белорусском рынке очень слабо и в основном ограничена монобрендовыми посудными бутиками.

- Как развивается в Беларуси интернет-торговля посудой?

- Достаточно успешно. Это как раз тот сегмент рынка розничной торговли, который из года в год демонстрирует устойчивую динамику роста. Людей привлекает не только цена, но и удобство доставки «до порога», возможность купить именно то из ассортимента посуды, что на данный момент нужно в хозяйстве. Свои интернет-магазины есть практически у всех ведущих белорусских производителей посуды и крупных предприятий торговли. Не исключение и ТМ КУХАР - наш интернет-магазин доступен по адресу http://kyxap.by .

- Насколько сегодня просто привозить товар из Беларуси в Россию и наоборот? Выполняет ли ЕАЭС свою функцию?

- Как известно в торгово-экономических отношениях Беларуси и России сейчас непростые времена. Бесконечные споры вокруг цен на поставляемые из РФ энергоресурсы, последствий проведения т.н. «налогового маневра» и т.п. Беларусь не участвует в «санкционной» войне с Евросоюзом, не признала Крым и независимость Абхазии и Южной Осетии. На «странной» границе внутри «Союзного государства России и Беларуси» стоят российские пограничники, установлена «пограничная зона». На этой границе заворачивают всех без исключения граждан 3-х стран, действует санитарный и ветеринарный контроль. Роспотребнадзор периодически вводит запреты и ограничения по наиболее чувствительным позициям белорусского продовольственного экспорта в Российскую Федерацию.

К счастью для производителей посуды и других промышленных товаров, всё пока ограничивается «молочными», «мясными», «сахарными» и пр. продовольственными «войнами» и никаких ограничений для импорта/экспорта посуды между нашими странами нет. Хотя практически всех участников рынка не покидает ощущение того, что такая «интеграция» образца 2018г. как-то дальше от той, что была в самом начале пути - 1995-м году.

- Какие новинки ваша компания представила в этом году? Какие планы на будущее?

- В начале 2018 года мы освоили производство новой, 5-й серии посуды «КРОКУС», сначала вывели ограниченный модельный ряд, а к концу года довели его до полноценного, выпустив кастрюли и сковороды диаметром 22см. Кроме этого, мы существенного расширили модельный ряд и произвели апгрейд нашей серии «Профессионал», заменив основной материал емкостей на сталь 304. При этом, для своих потребителей мы сохранили отпускные цены на прежнем уровне. Таким образом, теперь вся наплитная посуда ТМ «КУХАР» производится только из стали марки 304 южнокорейского концерна POSCO.

Так же мы пополнили новыми емкостями серию «Магнолия» и произвели существенный апгрейд технических характеристик нашей первой и самой массовой серии «Лотос», увеличив толщину алюминиевого слоя в импакт-дне с 3.8 до 4,5мм, опять же, без изменения отпускных цен для наших потребителей. Многое у нас в планах и на будущий год. Продолжается работа над созданием новой серии посуды премиум сегмента «Триметалл» на основе трехслойного материала (3-ply), которая по техническим характеристикам и качеству ни чем не уступает ведущим западноевропейским производителям, Проходят «ходовые» испытания прототипов нового для рынка кухонного аксессуара: противня-жаровни с внутренней микрогриль поверхностью. На этом изделии, например, можно будет без труда печь в духовом шкафу пиццу и пироги как на «пекарском камне», а на плите - жарить блины, яичницу или стейки. При этом на изделии не будет никаких антипригарных покрытий, и оно будет иметь практически неограниченный ресурс работы.

Также на предприятии проходят испытания рабочие прототипы сковород на основе 2-ply материала с антипригарным покрытием Greblon C3+, созданных совместно с ООО «Посуда люкс» (г. Кукмор, Татарстан). Мы делаем ставку на качество, инновации и укрепление доверия потребителей к теперь уже национальному белорусскому бренду посуды из нержавеющей стали «КУХАР».

- Планируете ли участвовать или посещать какие-то выставки в 2019 году?

- Что же касается участия в выставках, то, как нам кажется, участие в HouseHold в силу определенных изменений происходящих на российском рынке, потеряло для нас былую привлекательность, по крайней мере, в ближайшей перспективе. В этом году мы поставили крест на проекте "Кухар" в Санкт-Петербурге и сейчас активно занимаемся внутренним рынком Беларуси (мерчендайзеры, бренд зоны, выход в частные нонфуд торговые сети). И работаем над улучшением посуды. По этому году мы имеем аномально низкий уровень по претензиям. Это свидетельствует о том, что и посуда стала лучше, и последняя версия инструкции для покупателя близка к идеалу. Как мне кажется, российский рынок пока не "созрел" для посуды нашего уровня качества.