Термосы и другие вакуумные сосуды: обзор российского рынка

Направление термосов и других вакуумных сосудов для горячих и холодных напитков и еды на глобальном уровне сегодня является одним из самых динамичных на рынке посуды и товаров для дома. Стимулом его развития является изменения в образе жизни людей, когда все больше времени приходится проводить вне помещений, употребляя напитки и еду «на ходу». Также продажам термосов и термокружек способствует глобальный тренд на отказ от одноразовой посуды. Россия в этих аспектах – не исключение, сегмент термосов и термокружек здесь также растет, хотя у нас есть и свои специфические особенности в его развитии.

Спрос и предложение

Для начала обратимся к анализу предложения. На текущий момент на Яндекс. Маркете, одном из самых популярных сервисов рунета по подбору товаров, представлено порядка 1 тысячи моделей термосов, более 400 моделей термокружек и около 360 моделей термобутылок. Всего в категории «Термосы и термокружки» представлены товары более чем 100 торговых марок.

В самом популярном среди россиян зарубежном интернет-магазине AliExpress, счет представленным моделям термосов, термокружек и вакуумных бутылок идет уже на десятки тысяч.

В каждом из основных ценовых сегментов – эконом, среднем и «премимум», представлены сотни разных товаров от десятков торговых марок – российских, китайских, европейских, американских и т.д. Термосы и термокружки есть в ассортименте большинства компаний, занимающихся импортом кухонной посуды, а те, у кого их нет, наверняка задумываются об открытии данной товарной категории.

Что касается спроса, то за последние десятилетия существенно поменялась целевая аудитория потребителей термосов и термокружек. Если раньше в ней преобладали дачники, рыбаки, охотники, грибники и туристы, то сегодня круг потребителей существенно расширился за счет более молодой аудитории, которые используют вакуумные сосуды каждый день. Речь идет о школьниках и студентах, белых и голубых воротничках, автолюбителях и т.д.. Подобные изменения сопровождаются существенным расширением ассортиментной линейки – к классическим моделям постоянно добавляются новые, ориентированные на молодежь, где дизайн и мода выходит на первый план.


Одна из самых оригинальных новинок последнего времени - светоотражающие термокружки Magisso

Импорт

В 2018 году российский импорт по ТНВЭД «9617000001 - ТЕРМОСЫ И ВАКУУМНЫЕ СОСУДЫ ПРОЧИЕ В СОБРАННОМ ВИДЕ» составил 43,3 млн. долларов США в денежном выражении (с учетом транспортных расходов, НДС и импортной пошлины) и 6 тыс. тонн - в натуральном. При этом в последние годы наблюдается впечатляющая позитивная динамика: в 2017 году импорт по отношению к 2016 году вырос на 49% в деньгах и 42% в весовом выражении и достиг показателей докризисного 2013 года, в 2018 году по сравнению с 2017 годом рост составил 29% и 16% соответственно.

Главная страна, откуда к нам поступают термосы – это Китай. Доля поставок из Поднебесной в прошлом году составила 90% в денежном выражении. Единственной страной, помимо Китая, которая поставляет продукцию в более-менее заметных объемах, являются США с долей в 4,5% от общего объема импорта. Главный американский бренд - Stanley - является одним из самых популярных в среднем и премиальном ценовых сегментах. Но здесь нужно учитывать, что термосы Stanley тоже уже долгое время производятся в Китае.

Особенность последних трех лет – рост средней стоимости импортируемых термосов. Если сравнивать 2018 год с 2016-м, то термосы в долларовом выражении подорожали на 15%, это скорее всего свидетельствует в пользу того, что рынок растет не за счет физического увеличения поставок дешевых изделий, а за счет более дорогой продукции.


Термосы Stanley на выставке Ambiente

Производство

Единственным производителем термосов в России является Ашинский металлургический завод (торговая марка Amet). Предприятие выпускает широкий ассортимент термосов из нержавеющей стали классического дизайна по полному циклу производства. Объем продаж завода в 2018 году составил примерно 3,4 млн. долларов США (с НДС).

Динамика продаж термосов у Ашинского металлургического завода в последние годы скорее пессимистичная. После заметного роста в 2016 году на 25,7% далее последовал спад – в 2017 году продажи снизились на 7%, в 2018 году – на 11,6%. Несмотря на это, Ашинский металлургический завод остается одним из самых весомых игроков на рынке в среднем ценовом сегменте. Потребители ценят термосы АМЕТ за хорошее качество, использование качественных и безопасных материалов, возможность приобретения запасных частей, сервисную поддержку. Играет роль и длительность присутствия на рынке и известность марки. Также в качестве преимущества можно отметить возможность приобретения продукции напрямую через официальный фирменный интернет-магазин завода.

В обозримом будущем Ашинский металлургический завод планирует освоить новую технологию вакуумирования – соответствующее оборудование уже закуплено и проходит отладку. Данная мера должна позволить компании добавить в конкурентоспособности.

К сожалению, под маркой АМЕТ не производятся термокружки и вакуумные бутылочки, то есть завод не присутствует в сегментах, которые растут наиболее быстрыми темпами.


Производство термосов Amet
Фото предоставлено Ашинским металлургическим заводом

Перспективы рынка

Перспективы рынка термосов и термокружек в России в целом пока выглядят неплохо. Данный сегмент развивается быстрее рынка посуды в целом, следуя глобальному тренду и опираясь на стимулы долговременного действия. Естественно, во внимание необходимо принимать и то, как будет складываться экономическая ситуация в России. Но здесь, если не произойдет каких-то катастрофических событий, улучшение или ухудшение динамики уровня жизни будет влиять скорее на баланс спроса на изделия разных ценовых категорий.

© posudka.ru

Смотреть по теме: Ambiente 2019. Фоторепортаж. Часть III. Посуда для напитков TO GO