Росстат зафиксировал снижеие индекса потребительской уверенности

Росстат представил итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за IV квартал 2012 года. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2012г. по сравнению с III кварталом 2012г. снизился на 2 процентных пункта и составил (-8%).

На снижение уровня индекса потребительской уверенности наиболее существенно повлияло падение индексов произошедших изменений в экономике России и личном материальном положении за год.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу снизился по сравнению с III кварталом 2012г. на 1 процентный пункт и составил (-3%).

Положительных изменений в экономике страны в течение следующих 12 месяцев ожидают 19% опрошенных (в III квартале 2012г. - 20%). Доля респондентов, отрицательно оценивающих ожидаемые изменения в экономической ситуации, возросла до 23% (в III квартале 2012г. - 22%).

Индекс произошедших изменений в экономике России понизился на 4 процентных пункта и составил (-7%) против (-3%) в III квартале 2012 года.

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, составила 17% (против 21% в III квартале 2012г.), доля отрицательных оценок увеличилась до 29% (против 25% в III квартале 2012г.), доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России по сравнению с III кварталом 2012г. не изменилась, осталась на прежнем уровне и составила 53%.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении по сравнению с III кварталом 2012г. не изменился и составил (-3%).

Соотношение пессимистических и оптимистическиx прогнозов ожидаемых изменений в личном материальном положении по сравнению с III кварталом 2012г. не изменилось: доля респондентов, считающих, что их материальное положение в течение следующих 12-ти месяцев улучшится, составила 13%, ухудшится - 17%.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился на 3 процентных пункта и составил (-8%) против (-5%) в III квартале 2012 года.

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года составила 14% (в III квартале 2012г. - 16%). Доля респондентов, считающих, что их материальное положение ухудшилось, увеличилась до 27% (в III квартале 2012г. - 25%).

Индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 2 процентных пункта и составил (-19%) против (-17%) в III квартале 2012 года. Индекс благоприятности условий для сбережений снизился на 3 процентных пункта и составил (-36%) против (-33%) в III квартале 2012 года.

Снижение индекса потребительской уверенности по сравнению с III кварталом 2012г. наблюдалось у молодого поколения (в возрасте от 16 до 29 лет) на 3 процентных пункта, у лиц старшего возраста - на 2 процентных пункта, у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) - на 1 процентный пункт.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России по сравнению с предыдущим кварталом снизился у молодежи с 6% до 2%, у лиц среднего возраста и у лиц старшей возрастной группы - остался без изменений (-2%) и (-8%) соответственно.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре) с охватом 5,0 тыс.человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

- определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

- скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

- нейтральные (среднее, "плюсов" и "минусов" одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и Ѕ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и Ѕ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс - индекс потребительской уверенности - рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1-2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3-4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

Источник - http://www.gks.ru