Рынок товаров HouseHold будет развиваться в мультиформатах и специализированных магазинах

7 апреля в МВЦ "Крокус Экспо" в рамках деловой программы выставки HouseHold Expo 2011 представители розничных сетей и эксперты обсудили последние тенденции развития российского рынка HouseHold.

В ходе встречи руководитель проектов компании Retaility Дмитрий Токарев выступил с докладом "От дефицита стратегических идей к анализу возможностей для развития на современном розничном рынке HouseHold", после чего cо своей оценкой выступили профессионалы рынка – директор по закупкам Товаров для Дома "KIKA Russia" Кирилл Киселев, руководитель проекта "Домания" Мария Баринова и Управляющий партнер ООО "Хоум Стейшн" Дмитрий Виноградов.

"Рынок HouseHold является одним из наиболее непрозрачных с точки зрения конкурентного окружения: с одной стороны, количество специализированных игроков крайне ограничено, с другой – существует серьезная косвенная конкуренция, которую нельзя не учитывать. Эта конкуренция связана с тем, что товары HouseHold могут быть представлены и в магазинах DIY формата, и в числе товаров повседневного спроса в гипер- и супермаркетах, и в специализированных магазинах (посуда, подарки), и в мебельных гипермаркетах", – отметил Дмитрий Токарев.

"На рынке HouseHold сейчас происходит смена эпох – переход от этапа первичного захвата рынка к этапу борьбы за покупателя. Сильные бренды здесь пока только складываются", – отметил Дмитрий Токарев. Отсюда и основные сценарии развития данного рынка: "Первый сценарий – развитие категории HouseHold, в основном, как комплексного приложения к существующим форматам. И второй сценарий, более близкий к остальному миру, где есть четко выраженные форматы: есть "китайский базар", в которых можно купить любую мелочь дешево, есть мультибрендовые и монобрендовые lifestyle-магазины в среднем ценовом сегменте, делающие в большей степени эмоциональное предложение покупателям".

Еще одна тенденция – будущее обострение прямой конкуренции в регионах. "Федеральные игроки будут укрепляться, охватывать все большую часть России, и насущной проблемой для локальных игроков станет необходимость выживать. Для этого им необходимо будет понять, "как" и "чем" конкурировать", – отметил эксперт. "То есть, опять-таки, более четко определяться с форматом".

Кирилл Киселев, директор по закупкам "KIKA Russia", предложил свой вариант развития событий: "Скорее всего, слово "HouseHold" мы со временем забудем. Для конечного потребителя это слово непонятное и пугающее. Будет происходить достаточно быстрое разделение рынка HouseHold на подрынки". Так в "KIKA" слово "HouseHold" разделили на более "понятные" для потребителей категории: "Хозяйственные товары", "Предметы интерьера", "Хранение", "Уборка". "Это разделение позволит правильно сфокусироваться и дать конечным потребителям именно то, что они хотят", – отметил Кирилл Киселев.

По мнению руководителя проекта "Домания" Марии Бариновой, новые тенденции развития рынка HouseHold в России, в первую очередь, связаны с появлением нового формата покупателей. "Что представляет из себя новый покупатель? Это продвинутый человек, у него есть каналы информации: интернет, телевидение, печатные издания. Он очень требовательный и, главное, он постоянно ищет новый товар". Все покупатели хотят сделать свой быт максимально удобным и комфортным, поэтому новинки, "упрощающие" покупателю процесс уборки и готовки, сразу приобретают огромную популярность: "Пример – подставки под половники: раньше никто никогда о них не слышал, а сейчас – это хит продаж". Если говорить об инновациях в дизайне, то здесь, по мнению Марии, особой популярностью пользуются "новые формы привычных обыденных вещей". Например, бачки для мусора от компании "Wesko", выполненные в виде ракеты. Также покупателей интересуют новейшие технологии ("экоматериалы", "нанопокрытие"), просто новые материалы (например, керамические ножи), и необычные, яркие, цвета. "Это все то, что очень интересует потребителя и дает понять – вы "в тренде" или нет, вы модный магазин или захудалая лавка", – резюмировала Мария.

Управляющий партнер ООО "Хоум Стейшн" Дмитрий Виноградов обозначил два формата, которые он считает наиболее перспективными для работы на этом рынке. Во-первых, это мультиформаты, в которых товары HouseHold представлены вместе с другими близкими категориями. "Когда у человека заканчивается рабочий день и начинается частная жизнь, он проводит время у себя дома или чем-то увлекается – спорт, рыбалка, какое-то творчество. На мой взгляд, интересным является комплексный формат, где можно приобрести товары для "второй части жизни", – сказал Дмитрий, добавив, что именно в этой парадигме разрабатывался проект HomeStation. Во-вторых – специализированные магазины, посвященные какой-то конкретной сфере жизни. Например, популярные сейчас на Западе специализированные магазины для женщин, увлекающихся домашней выпечкой. При этом, поддержал коллег Дмитрий, и в том и в другом случае очень важен упор на инновации: "Если человек встречает товар, который он до этого никогда в жизни не видел, это становится очень интересным".

Источник: RetailStudio.org