Рынок антипригарной посуды в последние годы остается одним из самых динамичных и интересных для наблюдения, главным образом благодаря продолжающемуся противостоянию между сторонниками посуды с керамическим покрытием и традиционным покрытием на основе PTFE. Борьба ведется на всех уровнях и в нее вовлекается все больше экспертов, журналистов, специалистов рынка посуды, и даже органов государственной власти. В одной из наших прошлогодних статей по этой теме «Посуда с керамическим покрытием: анализ рынка» мы обещали продолжать следить за ситуацией и делиться с нашими читателями доступными данными о том, как развивается ситуация. В настоящей публикации мы постарались определить некоторые из значимых параметров противостояния на текущий момент.
Для начала хотелось бы обратиться к проверенному и любимому нами индикатору потребительских настроений – к данным статистики поисковых запросов Яндекс.
Для анализа мы взяли два поисковых запроса, которые не оставляют сомнений в том, что с их помощью ищут пользователи (хотя и не являются самыми популярными). Первый запрос – словосочетание «тефлоновая сковорода*», второй – «сковорода с керамическим покрытием». Мы не будем сравнивать абсолютные показатели, а сосредоточимся лишь на динамике, выбрав за исходные значения индексов показатели первого квартала 2011 года.
Динамика изменения количества поисковых запросов в Яндексе по ключевым словосочетаниям «тефлоновая сковорода» и «сковорода с керамическим покрытием»
Исходя из представленного графика, мы видим, как изменялась динамика запросов по выбранным нами ключевым словам с начала 2011 года. Словосочетание «Тефлоновая сковорода» имеет более-менее устойчивую популярность с поправкой сезонность спроса в целом и роста количества Интернет-пользователей. Словосочетание «Сковорода с керамическим покрытием», напротив, пользуется быстро растущей популярностью, хотя в текущем году мы видим уже некоторое сезонное колебание.
Данный график говорит о том, что рост интереса к керамическим сковородам со стороны потенциальных покупателей продолжает расти быстрыми темпами. Примечательно также и то, что динамика количества запросов по обоим анализируемым словосочетаниям подчиняется одним и тем же тенденциям, хотя и отличается интенсивностью происходящих изменений. Иными словами, рост интереса к посуде с керамическим покрытием пока не подавляет интерес к посуде с антипригарным покрытием на основе PTFE.
Еще один любопытный факт, который бросается в глаза при анализе поисковых запросов, это разная пропорция в количестве запросов по общим поисковым словам и по отдельным маркам. Например, количество запросов по словосочетанию «сковорода tefal» превышает количество запросов по словосочетанию «тефлоновая сковорода», а количество запросов по словосочетанию «сковорода GreenPan», наоборот, значительно меньше количества запросов по словосочетанию «сковорода с керамическим покрытием». Это говорит в пользу гипотезы о том, что покупателей посуды с керамическим покрытием интересует просто абстрактная керамическая посуда, и они не выработали еще каких-то привязанностей к конкретным маркам, в то время как покупатели посуды с покрытием на основе PTHE чаще знают, какая именно продукция им нужна или имеют набор вариантов предпочитаемых торговых марок.
Для оценки противостояния на реальном рынке мы обратились к данным таможенной статистики, выбрав несколько знаковых марок, под которыми импортируется либо только посуда с керамическим покрытием, либо только посуда с покрытиями на основе PTFE. В первую группу у нас попали марки GreenPan и продукция корейского завода Neoflam, во вторую – Tefal и Rondell. Как и в предыдущем случае, акцент был сделан не на абсолютных значениях, а на динамике изменений (выбранный период - с начала 2011 года по 1-е полугодие 2012 года), в качестве отчетной точки вновь были взяты показатели первого квартала 2011 года.
Динамика импорта посуды с керамическим и PTFE покрытиями отдельных торговых марок
Как видно из графика, изменение объемов импорта выбранных нами марок посуды с керамическим покрытием происходит более резко. Так, в пиковый период (4 квартал 2011 года) индекс динамики импорта керамической посуды составил 2.75% по отношению к 1 кварталу 2011 года, в то время как аналогичный показатель для марок посуды с покрытием на основе PTFE составил лишь 1,45%. Одновременно и сезонное падение в3 квартале 2011 и 2012 годов у посуды с "керамикой" глубже, чем у посуды с покрытием на основе PTFE. Из приведенного графика также пока нельзя определенно сказать, что «керамика» и «PFTE» прямо конкурируют между собой, так как мы не видим четко ситуации, когда бы рост импорта продукции одного типа приводил бы к видимому снижению импорта продукции другого типа.
Также из приведенного выше графика можно предположить, что наиболее выигрышную позицию (по крайней мере, в краткосрочной перспективе) имеют те компании, которые занимаются производством или поставками как посуды с традиционным покрытием на основе PTFE, так и посуды с керамическим покрытием. В сложившейся ситуации они могут одновременно «снимать сливки» с пока еще быстрорастущего и относительно свободного от сильных конкурентов сегмента посуды с «керамикой», и удерживать рост продаж посуды с традиционным покрытием на основе PTFE, где объемы пока существенно выше.
В ближайшее время нас ожидают несколько интересных сюжетов в конкурентной борьбе между посудой с керамическим и традиционным антипригарным покрытиями. Первый из них - нарастающее противостояние между GreenPan вместе с Еленой Малышевой против спонтанно возникшего объединением таких производителей, как «Dupont», «SCOVO», «Groupe SEB» и «Нева металл посуда», которые имеют довольно широкую поддержку со стороны многих других участников рынка. Есть основания предполагать, что обращением в ФАС конфликт вряд ли будет исчерпан. Вполне возможно кто-то из участников пойдет дальше и будет требовать привлечения GreenPan и/или Елены Малышевой к административной ответственности в рамках судебного разбирательства. От того, чью сторону займет государство будет зависеть то, насколько поставщики керамической посуды и дальше смогут эксплуатировать тему о якобы вредных свойствах посуды с PTFE покрытием.
Второй сюжет – это возможные технологические прорывы в производстве посуды с керамическим покрытием, которые должны будут устранить главный недостаток «керамики» - быструю потерю антипригарных свойств. Подобная работа ведется одновременно в лабораториях ведущих производителей покрытий и некоторые из экспертов прогнозируют, что уже в следующем году на этом поприще возможны значительные успехи.
Третий сюжет – это поиск доказательств вреда/безвредности как PTFE, так и керамических покрытий. Вряд ли в этой сфере есть какие-то значительные лакуны, однако на сегодняшний день очевидно, что ни у одной из сторон нет четкой и понятной системы доказательств своей правоты. Проведение новых исследований (в том числе и независимыми институтами) и их публикация в открытых источниках может в значительной степени свести спекуляции на темах безопасности посуды к минимуму.
* «Тефлон» - это зарегистрированный товарный знак компании Дюпон, родоначальника антипригарных покрытий. Однако термин «тефлоновая сковорода» повсеместно используется (часто вопреки воли правообладателе) для обозначения общей группы сковород с антипригарным покрытием на основе PTFE.