Первый материал новой рубрики «Уловки маркетологов» о торговой марке GreenPan за короткое время собрал рекордное количество прочтений и вошел в топ самых популярных статей за все время существования нашего сайта, показав актуальность затронутой нами проблемы. На рынке посуды сложилась не самая здоровая ситуация с точки зрения правдивого информирования покупателей о качестве и свойствах продуктов, от которой устали все участники рынка. Фактически правил никаких нет, и каждая компания сама для себя определяет границы, за которыми маркетинг превращается в обман. При этом в более проигрышном положении, по крайней мере в краткосрочной перспективе, оказываются компании, которые ведут честную конкурентную борьбу, что само по себе несправедливо. В общем, можно предположить, что нашу рубрику ждет долгая жизнь, по крайней мере в ближайший год-два.
Данный материал посвящен двум маркам посуды с антипригарным покрытием - Borner и Катюша (производитель Nouval, владелец марки – ООО «ОПТТОРГ»). Несмотря на то, что продукция Borner’a и Катюши находится в совершенно разных ценовых сегментах, в нашем случае их объединяет общее стремление ввести покупателя в заблуждение относительно материалов, из которых сделана посуда, а именно, скрыть тот факт, что антипригарное покрытие сделано на основе политетрафторэтилена (другим более известным хотя и некорректным названием которого является «тефлон»).
Прежде чем приступить к анализу конкретных фактов, постараемся кратко изложить предысторию вопроса, так как сегодня в рунете существуют десятки тысяч страниц с мифами и домыслами о вреде посуды с антипригарным покрытием, в то время как объективную информацию найти довольно сложно.
В первой половине «нулевых» ряд исследований выявил наличие перфтороктановой кислоты (PFOA или C8), которая использовалась в технологическом процессе по производству антипригарных покрытий, в крови большей части американцев. Учитывая высокую токсичность данного вещества, американское агентство по защите окружающей среды (EPA) инициировало ряд исследований о влияние PFOA на человеческий организм, об источниках появления PFOA и о потенциальном вреде антипригарных покрытий, производимых с использованием PFOA. Эти исследования продолжаются до сих пор и пока ни одного факта о том, чтобы какие-либо изделия с антипригарным покрытием (посуда, одежда, медицинское оборудование и т.д.) стали источником вреда для здоровья человека, выявлено не было. Несмотря на это, под давлением общественности в 2006 году ряд крупнейших американских компаний-производителей антипригарных покрытий и их компонентов, включая Dupont и 3M, добровольно приняли на себя обязательство к 2010 году сократить на 95% использование PFOA в производстве антипригарных покрытий, а к 2015 году и вовсе отказаться от его использования. Например, компания Dupont уже сообщила о том, что ее марки антипригарного покрытия Teflon с этого года производятся без использования PFOA.
На сайте EPA опубликованы пояснения к вопросу о PFOA, в которых, в частности, сказано, что PFOA – это ни в коем случае не синоним Teflon’a и других марок антипригарного покрытия на основе PTFE, что следы PFOA могут быть обнаружены в антипригарном покрытии, но никаких данных об опасности столь малых доз для организма человека не выявлено и оказываться от изделий с антипригарным покрытием на основе PTFE нет оснований.
Одновременно с этой благополучно завершившейся для всех участников историей, развивался и другой сюжет. В средствах массовой информации периодически появляются различные мифы о вреде посуды с антипригарным покрытием со ссылками на различных «ученых» без приведения какой-либо достоверной информации. Ответом на общественную тревогу стало появление посуды с альтернативным керамическим покрытием, некоторые из производителей которой охотно присоединились к кампании по дискредитации традиционных антипригарных покрытий, став ее заказчиками и выгодоприобретателями.
В итоге процесс распространения мифов о вреде тефлона получил новый импульс и цель. В России данный вопрос получил особенно сильный общественный резонанс после того, как в одной из одиозных передач «Жить здорово» на Первом канале известная ведущая Елена Малышева рассказала «о вреде тефлона». Несмотря на то, что уровень аргументации и знание предмета, продемонстрированные г-жой Малышевой, можно описать только терминами из психиатрии, многие участники рынка почувствовали появление страха при приобретении посуды с антипригарным покрытием со стороны части конечных потребителей.
В целом, сегодня у производителей посуды есть три основных способа преодолеть сформировавшееся негативное отношение к посуде с антипригарным покрытием. Во-первых, можно пытаться получить объективные данные о том, что традиционная антипригарная посуда безопасна и донести их до покупателей (по этому пути, например, пошла компания "Гала-центр"). Второй способ заключается в том, чтобы производить и продавать альтернативную тефлоновой посуду (из чугуна, эмалированной стали, нержавейки, алюминия, с керамическим антипригарным покрытием, и т.д.). Третий способ заключается в том, чтобы, не выходя за рамки приличий, разными способами отвлечть внимание покупателя от наличия PTFE в антипригарном покрытии. Например, можно называть покрытия «полимер-керамическими», «титановыми», «мраморными», «на водной основе», и т.д., фокусируя внимание покупателя на других составных элементах, входящих в антипригарное покрытие и мягко отвлекая внимание от присутствия PTFE. По этому пути пошли многие западные и некоторые российские производители. Герои данной пуббликации, торговые марки Borner и Катюшу, подошли к вопросу более радикально.
Компания "Бернер Ист", например, разместила на вкладышах в посуду следующий текст: "Перед вами посуда, созданная по следующей технологии: 1. Алюминиевое литье сплав GK AL Si 12 (Cu) 231 DIN 1752 2. Под высоким давлением пескоструйным аппаратом на алюминиевом литье создается шероховатая поверхность, что делает возможным стойкую адгезию литья и следующего слоя. 3. С помощью плазменной струи наносится слой из керамической крошки с титано-алюминиевой окисью. Это придает мягкому алюминию твердость и износостойкость. 4. Грунтование. 5. Нанесение запатентованного слоя с минеральными частицами. 6. Заливание всех пор и искусственно созданных шероховатостей антипригарным покрытием (не тефлон)".
В общем, если подходить формально, то отчасти информация на вкладыше верная. Как известно, компания Dupont давно добивается того, чтобы словом «тефлон» именовались только ее покрытия. Borner действительно не является лицензиатом Dupont'а. Но в данном случае общеупотребительный смысл термина «тефлон» не оставляет сомнений и косвенно подтверждаются рекламными материалами, размещенными на сайте российского представительства, которые обличают "тефлон" и в которых, в частности, отмечается, что «мы по инерции продолжаем называть любую антипригарную утварь тефлоновой».
За разъяснениями по поводу информации на упаковке мы обратились в российское представительство Borner с вопросом о том, «что имели в виду авторы текста: что компания Borner не является лицензиатом компании Дюпон, которой принадлежит право на марку Тефлон, а само покрытие делается основе PTFE (известного также как тефлон) или же формула покрытия вообще не содержит PTFE, а какой-то другой элемент?» и получили два ответа. Первый ответ заключался в том, что «Формула покрытия не содержит тефлон. … Наш производитель не заинтересован в разглашении формулы покрытия». После просьбы представить какие-нибудь официальные документы, подтверждающие отсутствие PTFE в посуде Borner российский офис со ссылкой на головной офис в Германии все-таки уточнил, что на самом деле имелся в виду не тефлон вообще, а покрытие DuPont™Teflon®. Узнают ли об этом покупатели - большой вопрос.
Второй пример еще более характерен. Московская компания «ОПТТОРГ» не стала путаться в двусмысленностях и на упаковке обычной тонколистовой штампованной алюминиевой посуды «Катюша» с накатанным антпригарным покрытием неизвестной марки прямо заявила: «Антипригарные покрытия, используемые при производстве «Катюша», не содержат PTFE (политетрафторэтилен), не используются синтетические полимеры - PFOA (перфлюроктановая и перфтороктановая кислота), поэтому при нагревании не выделяются вредные токсичные испарения и канцерогенные вещества».
Update от 29.10.10
По поступившему в адрес редакции сообщению компании "Оптторг", вкладыш к сковороде, о котором идет речь выше, изначально разрабатывался для посуды с керамическим покрытием Greblon и из-за технического недоразумения оказался на выставочных образцах посуды, представленной на выставке. На полках же магазинов в ближайшее время посуда "Катюша" из штампованного алюминия с антипригарным покрытием появится со вкладышом со следующим текстом:
"Антипригарные покрытия AKZO NOBEL, используемые при производстве посуды "КАТЮША", при нагревании не выделяют вредные токсичные испарения и канцерогенные вещества. Они отвечают самым современным требованиям безопасности, поэтому продукция с этим покрытием успешно продается в 45 странах мира включая Европу и Америку. В отличие от обычных сковородок с внутренним покрытием, внешнее антпипригарное покрытие сковородок "КАТЮША" позволяет легко удалять жир и копоть с внешней стороны, облегчает уход и сохраняет внешний вид посуды".
Выражаем признательность руководству компании "ОПТТОРГ" за своевременную и позитивную реакцию.