Российский рынок посуды: итоги 2012 и интриги 2013 годов

С точки зрения того, как развивалась ситуация на российском рынке посуды, 2012 год вполне можно записать в актив, так как позитивных событий в нем было значительно больше, чем негативных. В мировой экономике удалось обойтись без резких потрясений, политическая ситуация способствовала тому, что цены на энергоносители оставались стабильно высокими. В итоге, несмотря на ряд мелких проблем, вроде повышения цен на коммунальные услуги, российские потребители чувствовали себя более-менее уверенно, поддерживая постоянный спрос на кухонную и столовую посуду.

Из событий со знаком «минус» в первую очередь стоит отметить остановку Первомайского фарфорового завода. Подававший большие надежды завод с недавно закупленным новым оборудованием и с едва ли не с самым опытным на рынке посуды менеджментом внезапно оказался финансово несостоятельным. Некогда мощная фарфоровая промышленность в России за последнее десятилетие растаяла на глазах, оставив после себя лишь несколько небольших островки, где еще теплится кое-какая жизнь.

Главным трендом прошлого года стал беспрецедентно резкий рост конкуренции, заметный на всех уровнях. Рост количества игроков посудного рынка наблюдался где-то со второй половины 2010 года, а в 2012 году достиг, пожалуй, своего пика. Главным источником конкуренции стал импорт - новые компании и торговые марки появлялись как грибы в августовском дождливом лесу, часто нарушая сложившиеся на рынке правила и выводя из равновесия игроков-старожилов.

В розничной торговле 2012 год прошел под знаком укрепления позиций цивилизованной розницы. Рыночная торговля посудой стремительно сходит на нет по мере того, как на месте рынков появляются торговые центры. Крупные сети продолжали развиваться довольно быстрыми темпами, также можно отметить и рост количества небольших монобрендовых магазинов. Интернет-торговля посудой выросла в разы, в том числе и благодаря активному развитию таких проектов, как E5.RU (Х5 Retail Group) и ENTER.RU («Связной»).

В выставочной деятельности конкуренция также продолжала нарастать. Если 2011 год ознаменовался премьерой осенней сессии «Консумэкспо», то в 2012 году в Москве появилась совершенно новая площадка – выставка Macef Russia, прошедшая в конце мая – начале июня в ВДНХ. Ее организаторы полны решимости сделать мероприятие регулярным и запланировали следующее мероприятие и в 2013 году. Весной нынешнего года готовят сюрприз и организаторы главной российской посудной выставки HouseHold Expo, анонсировавшие проведение на одной площадке сразу нескольких мероприятий смежной тематики - помимо привычной HouseHold Expo в Крокус Экспо пройдут выставки "HoReCa Leto", "Stylish Home. Objects & Tableware", "Christmas Box. Podarki", "Outdoor Dacha" и форум "Horeca.Jast Horeca".

В 2012 году состоялось и давно ожидаемое вступление России в ВТО. Несмотря на существовавшие опасения, данное событие практически не изменило существовавшие на посудном рынке правила игры – на большинство товарных групп в сегменте посуды, кухонных и столовых принадлежностей ставки таможенных пошлин остались на прежнем уровне. Более того, вступление России в ВТО, судя по всему, не станет большим препятствием для защиты внутреннего рынка. Инициированное в конце 2012 года антидемпинговое расследование Евразийской экономической комиссии в отношении импорта фарфора вполне может обернуться введением санкций в отношении отдельных стран (аналогичную практику в 2012 году ввела, например, Европейская комиссия в отношении китайского фарфора). Результаты расследования должны быть обнародованы в первой половине 2013 года и то, каковым будет решение, является одной из главных интриг наступившего года.

Другая интрига, окончания которой ожидается в 2013 году – это возможное решение Федеральной антимонопольной службы, в которую обратились компании Groupe SEB, ЗАО «Нева металл посуда», ООО «Торговый Дом «Сково» и компании Du Pont de Nemours (Belgium) B.V.B.A с просьбой дать правовую оценку действиям GreenPan в части соответствия законодательству Российской Федерации о рекламе и защите конкуренции. Данное дело длится уже полгода и пока не совсем ясно, чью сторону примет официальное ведомство.

Еще одна интрига в юридической плоскости, начавшаяся в прошлом году и так и не получившая разрешения – это судебный спор завода «Кубаньфарфор» и Торговой компании «Свежий ветер» (основным ответчиком выступает ИП Евсеев С.Б). Предметом спора стали рисунки «Ромашки» и «Синтез», наносимые на фарфоровую посуду. Завод «Кубаньфарфор» в исковом заявлении просил суд признать за ним исключительные права на использование рисунков «Ромашки» и «Синтез», а также взыскать с ИП Евсеева С.Б. компенсацию за незаконное их использование и запретить импорт и продажу продукцию с данными рисунками. Как известно, повсеместное копирование наиболее удачных образцов продукции конкурентов для нашего рынка является больной темой для очень многих компаний и результат рассмотрения вышеуказанного дела может создать прецедент и повлиять на дальнейшую юридическую практику в этих вопросах. Суд между «Кубаньфарфором» и ИП Елисеевым С.Б. длится уже год, но есть надежда, что в ближайшее время мы дождемся все-таки какого-нибудь решения.

После кризиса 2008 года рынок посуды вошел в новое состояние, когда заново формируются и пересматриваются правила игры, приходят новые компании, меняются предпочтения потребителей. И пока каждый новй год был интереснее и богаче на события, чем предыдущий. Посмотрим, сохранится ли эта тенденция и в 2013 году.