Резервы роста на рынке посуды. Продвижение в cоциальных сетях

Все чаще сегодня приходится слышать о том, что социальные сети фактически стали новой коммуникативной реальностью. С этим трудно спорить - по данным экспертов, аудитория социальных сетей уже сейчас составляет более 40% от всего населения России и продолжает стремительно расти. Так, по данным компании TNS Россия, в феврале социальные сети завоевали 80% от дневной Интернет-аудитории, причем в зависимости от региона пользователи тратят на социальные сети от 30 до 41% всего времени, проведенного в Интернете. Такую аудиторию мало кто может себе позволить игнорировать, и даже посудные компании, для которых, в общем, характерно несколько настороженное отношение к Интернету, вынуждены сегодня идти за своими покупателями и создавать аккаунты, страницы и группы в социальных сетях.

Самыми популярными в России социальными сетями на сегодняшний день являются четыре ресурса, значительно опережающие конкурентов - это «Вконтакте», «Одноклассники», «Мой Мир@Mail.Ru» и «Facebook». Каждый из ресурсов имеет отличный от других функционал и свою аудиторию. «Facebook», например, более сложен и непривычен, чем российские сети, поэтому им пользуется чаще «продвинутая» молодежь и креативный класс, в то время как люди старшего возраста предпочитают «Одноклассники» и «Мой Мир@Mail.Ru. «Вконтакте» очень популярна у учащейся молодежи, которую привлекает наличие огромных библиотек бесплатной музыки и фильмов, поэтому есть мнение, что процент платежеспособных пользователей у нее не очень высокий.

В любом случае, целенаправленно работать в социальных сетях стоит, прежде всего, тем компаниям, которым интересен конечный покупатель. Профессиональное сообщество часто лишено возможности пользоваться социальными сетями в офисе из-за распространенных корпоративных запретов, хотя и здесь можно найти много позитивных примеров, когда сети используются в качестве инструмента для сбора информации о потенциальном партнере и для установления личных неформальных отношений.

При планировании активных действий в социальных сетях следует начинать, пожалуй, с определения целевой аудитории и изучения моделей ее поведения. В социальных сетях люди проводят время самыми разнообразными способами: общаются, знакомятся, самовыражаются (размещают тексты, видео и фотографии), отслеживают новости (в этом плане социальные сети практически вытеснили rss), ищут друзей и знакомых, совершают покупки, смотрят фильмы, слушают музыку или просто занимаются Интернет-серфингом. Зная модели поведения целевой группы проще подобрать правильные рекламные и коммуникативные инструменты.

В первую очередь, социальные сети сегодня – это самый простой инструмент общения с реальными и потенциальными покупателями, пользующийся, пожалуй, самым высоким доверием. Когда компания заводит официальный аккаунт в той или иной социальной сети – это означает, в первую очередь, ее готовность к диалогу. Вряд ли есть такая посуда, которая не имеет негативных отзывов в сети (иногда справедливых, иногда надуманных), которые довольно сильно бьют по репутации марки. Выход в социальные сети – это способ получать такие отзывы напрямую от покупателей и реагировать на них адекватным образом, признавая и исправляя ошибки. Российские производители и импортеры посуды, в общем, не балуют покупателей возможностью диалога, и развитие аккаунта в социальных сетях в том числе сегодня является и способом выделиться среди конкурентов.

Использование социальных сетей в режиме монолога для трансляции информации о новый продуктах, акциях, скидках и т.д. имеет определенный смысл, но не стоит преувеличивать его эффект. Да, социальные сети удобны с точки зрения сбора новостей в одну ленту; нельзя спорить и с тем, что технологически размещение информации в них часто оказывается проще и привычнее, чем на собственном сайте. Однако в случае с посудными компаниями проблема состоит в том, что потребителям вряд ли будет интересно читать новости в ежедневном режиме. Люди покупают посуду в лучшем случае несколько раз в год, и интерес к посудной тематике испытывают примерно с той же регулярностью. С этой точки зрения более рационально публиковать в социальных сетях анонсы новостей со ссылкой на собственный сайт – по крайней мере, это позволит увеличить его индексируемость в поисковых системах.

Вообще, проблема создания интересного контента, который сам по себе мог бы постоянно привлекать читателей, одна из самых сложных. Самый распространенный способ, используемый посудными компаниями - это размещение рецептов приготовления различных блюд. Идея лежит на поверхности, но на практике ее успешная реализация будет непростой – на этом поле приходится конкурировать с профессиональными поварами, популярными кулинарными блоггерами и многочисленными кулинарными сообществами. Для конкуренции в этой среде автору (авторам) подобного контента нужно обладать сопоставимой квалификацией. Развитие других тем, связанных с посудой, тоже скорее всего, потребует привлечение сторонних специалистов.

Довольно продуктивным является использование аккаунта для реализации мероприятий по поддержанию лояльности. Инструментарий социальных сетей идеален для проведения различных конкурсов и викторин, так как обеспечиваются легкость участия, прозрачность в подведении итогов и оперативность в раздаче призов. Помимо виртуальных мероприятий социальные сети можно использовать как площадку для подготовки реальных событий – выставок, презентаций, спонсорских мероприятий, концертов. Виртуальные и оффлайновые события легко сделать массовыми с помощью рекламных возможностей, которые существуют внутри той или иной социальной сети.

Хорошо зарекомендовало себя использование социальных сетей в связке с Интернет-магазином. В этом случае удается задействовать аудиторию, которая предпочитает искать продукцию именно в социальных сетях, а также наладить прямой и оперативный контакт с покупателями, помогать им в выборе того или иного товара и отслеживать удовлетворенность покупкой. Сложившийся круг покупателей в дальнейшем можно также использовать в качестве фокус-группы для небольших опросов, которые, например, могут касаться ввода в ассортимент новой продукции.

О рекламе в социальных сетях стоит поговорить отдельно. Она довольно удобна, так как обладает уникальным преимуществом - под любую рекламную активность можно подобрать свою целевую аудиторию по самым разным критериям – пол, возраст, место проживания, интересы и т.д. Стоимость размещения рекламных объявлений в социальных сетях вполне конкурентоспособна на фоне других Интернет-инструментов, таких, например, как контекстная реклама в поисковых системах.

Рекламные возможности часто могут нивелировать трудности с созданием постоянного круга читателей, о которых шла речь выше. Вряд ли аккаунт той или иной посудной компании будет ежедневно читать большое количество людей, однако при наличии информационного повода не стоит большого труда создать качественное рекламное объявление и донести его до нужной целевой группы.

Присутствие в социальных сетях требует определенных ресурсов, трудовых и финансовых. Социальные сети интерактивны и пользователи в них рассчитывают на оперативное общение, поэтому желательно обеспечить аккаунту постоянную поддержку из числа собственных штатных специалистов. Другие функции, вроде создания контента или проведения рекламной компании можно отдать на аутсорсинг специалистам из креативных или рекламных агентств или воспользоваться услугами фрилансеров.

И в заключении несколько ссылок на действующие аккаунты российских посудных компаний в социальных сетях:

Нева металл посуда
https://vk.com/nmp_official
http://www.odnoklassniki.ru/group/51082304815182

Scovo
http://www.odnoklassniki.ru/scovo

GreenPan
https://vk.com/greenpan

Frybest
https://vk.com/frybestgroup
http://www.facebook.com/frybestru

Домос
https://vk.com/club15661377
https://www.facebook.com/pages/BODUM-RUS/306538792685?ref=ts

Опытный стекольный завод
http://www.odnoklassniki.ru/group/51223450878150

Гвура
https://vk.com/gvura

Посуда Центр
https://vk.com/posudacenter
https://www.facebook.com/PosudaCenter

Небо проподарки
https://www.facebook.com/pages/Nebo-ShopRu/127160117297666
https://vk.com/neboshop

Ландскрона
http://vk.com/varispb
https://www.facebook.com/VARIcookware
http://odnoklassniki.ru/group/54200814796800