HouseHold Expo, осень 2013. Итоговый отчет

Осенью этого года выставка HouseHold Expo впервые полностью заполнила весь этаж второго павильона «Крокус Экспо», что можно расценивать как определенный итог (хотелось бы надеяться, что промежуточный) усилий организаторов по развитию тематики выставки и состава участников. Масштабы выставки, количество экспонентов, качество застройки стендов – все это оставило самое благоприятное впечатление, особенно учитывая то, что развитие HouseHold Expo происходит в непростые для рынка времена.

Начнем наш рассказ с подведения статистических итогов.

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Количество участников

195

231

305

418

479

598

Выставочная площадь (кв. метров)

8747

8 500

13 545

17 525

19500

23362

Количество посетителей

6127

6182

8542

9 284

9243

9573

Как видно из таблицы выше, по сравнению с прошлым годом количество участников осенней HouseHold Expo выросло на 25%, выставочная площадь увеличилась на 19%, рост же количества посетителей составил всего лишь 3%. Частично не очень благоприятную динамику по посетителям можно объяснить тем, что организаторы выставки активно препятствуют тому, чтобы на мероприятие попадали частные лица. По этой причине, например, в этот раз не было бесплатной раздачи пригласительных билетов у станции метрополитена. Но в целом отсутствие роста количества посетителей отражает структурные изменения в спросе и предложении на рынке посуды и товаров для дома, о которых мы уже неоднократно писали в наших прежних статьях.

HouseHold Expo в силу своего масштаба превратилась в некую модель того, как будет развиваться российский рынок посуды. Состояние рынка сегодня отлично иллюстрирует график индекс динамики изменений основных статистических показателей выставки:

Будет справедливо допустить, что количество участников и выставочная площадь коррелируют с предложением на рынке, а количество посетителей – со спросом. В этом случае мы наблюдаем с 2010 года постоянный рост предложения на фоне стагнирующего спроса.

Данный вывод не противоречит другим данным – статистике по розничному товарообороту, данным по импорту посуды и товаров для дома, и, наконец, ощущениям участников рынка. Прошедшее лето стало для многих рекордным с точки зрения сезонного падения продаж, а осеннее оживление спроса, напротив, пока бьёт рекорды.

Усиление конкуренции сегодня продолжает нарастать по многим направлениям, что можно было видеть на выставке. Рост числа игроков растет, ассортимент и успешные модели бизнеса копируются в короткие сроки. Главными выгодоприобретателями от происходящих изменений пока являются сети. В условиях, когда рынок наполнен однотипной продукцией, байерам довольно просто выжимать из поставщиков максимум, а при необходимости и оперативно заменять продукцию одной марки продукцией другой без того, чтобы покупатели заметили особой разницы.

Развитие сетей продолжает негативно сказываться на традиционной рознице – небольших магазинов товаров для дома и посуды, не говоря уже о том, что рыночная торговля данной продукцией уже сегодня в большинстве российских регионов сведена к минимуму. Безальтернативность покупки посуды в розничных сетях для потребителей рождает определенную сложность. Из-за того, что конкуренцию за полки сетевых магазинов выдерживает, как правило, только недорогая продукция массового спроса с невысокими потребительскими свойствами, найти что-то выходящее за эти рамки, становится непростой задачей. На этом фоне неудивительно бурное развитие Интернет-магазинов, в скором времени грозящих стать крупнейшим розничным каналом, несмотря на все сложности с логистикой и денежными расчетами. К сожалению, статистики по представителям Интернет-магазинов, побывавшим на прошедшей HouseHold Expo не ведется, но по отзывам некоторых участников эта часть аудитории составляет уже порядка 20-30% от общего количества посетителей выставки.

Развитие сетей и развитие Интернет-торговли в общем подчинены одной логике – сокращению цепочки посредников между производителем и покупателем. Этот фактор, наш взгляд, будет продолжать в ближайшее время играть ключевую роль в происходящих на рынке изменениях. Одним из его проявлений станет то, что зарубежные компании будут усиливать свою роль в продвижении собственной продукции, стараясь самостоятельно определять ценовую и ассортиментную политику, работать с ключевыми покупателями, руководить маркетингом и продажами. На этой выставке уже можно было видеть монобрендовые стенды таких известных европейских производителей, как Bialetti, Lumenflon, Castey и т.д., и в будущем их наверняка будет становится только больше.

Также нельзя не отметить попытку выхода на рынок китайского бренда Cooker King, который открыл в России свое представительство с собственным складом. Если такая стратегия окажется успешной, то этому примеру могут последовать и другие компании из Поднебесной. Как известно, что-что, а быстро ставить на вооружение успешные модели бизнеса они умеют как никто другой.

Путь самостоятельной работы на российском рынке для зарубежных производителей наверняка будет сложным и затратным с точки зрения усилий и финансов. Однако в сегодняшней ситуации он является едва ли не единственным разумным. В ситуации, когда поведение российских импортеров является трудно предсказуемым, а степень их надежности - небольшой, построение максимально подконтрольных производителям каналов дистрибуции является стратегически обоснованной моделью. Тем более, что часто она позволяет снизить издержки и получить дополнительное конкурентное преимущество.

С другой стороны, непонятно, чем окончится кампания по защите отечественных производителей, фактически объявленная главой государства. После введения заградительных пошлин на фарфоровую посуду, российские заводы и из других работающих еще отраслей также пытаются получить аналогичные преференции. При грамотном подходе к прохождению всех формальностей шансы на успех у них велики – этому способствует как общее умонастроение «в верхах», так и объективные причины – давление дешевого импорта из Китая уже давно серьезно осложняет жизнь нашим заводам. В таких же сегментах, как производство стальной эмалированной посуды или посуды из алюминия, российской промышленностей действительно есть что терять.

Тем более интересно, какой предстанет HouseHold Expo следующей осенью.