Лабиринты законотворческого процесса

На прошлой неделе эффект небольшой информационной бомбы на рынке посуды произвела новость о том, что депутаты от партии ЛДПР Сергей Иванов и Ярослав Нилов внесли в Государственную Думу РФ законопроект о запрете рекламы посуды с тефлоновым покрытием. По их мнению, её использование опасно для здоровья. Инициатива депутатов довольно странная. Если по их мнению, посуда с антипригарным покрытием вредна, то логичнее было бы запретить ее производство и сбыт, однако законопроект затрагивает только изменения в федеральном законе "О рекламе". Кроме того, чтобы обезопасить население от вредных для здоровья продуктов, достаточно было бы направить депутатский запрос, подкрепленный данными о вреде посуды, в ведомство г-на Онищенко. Грузинское вино и минеральная вода "Боржоми" в одночасье исчезли из торгового оборота без каких либо законопроектов и длительных обсуждений. В общем, ситуация довольно запутанная и мы постарались в ней разобраться и обратились, в том числе, к другой заинтересованной стороне - производителям посуды с антипригарным покрытием.

Главных версий о причинах появления данной инициативы ЛДПР две. Первая заключается в том, что в преддверии выборов, которые состоятся в конце этого года, депутаты обычно вспоминают об избирателях и пытаются всячески демонстрировать заботу о населении. Можно допустить, что ЛДПР случайно или с чьей-то подачи наткнулась на дискуссию по проблеме безопасности антипригарных покрытий, и решила заработать на ней дополнительные политические очки. К недостаткам этой версии следует отнести то, что, как было отмечено выше, действия ЛДПР в данной ситуации неэффективны и не дадут ей серьезного эффекта. Законопроекты рассматриваются у нас годами, да и шансов у данной инициативы дойти до голосования, прямо скажем, минимальны. И уж точно это не случится до выборов.

Вторая версия состоит в том, что ЛДПР просто лоббирует интересы какой-либо субъекта коммерческой деятельности и единственной целью было создание информационного повода, который должен оживить затухшие было споры о вреде традиционных антипригарных покрытий. Лоббисткая репутация ЛДПР известна, в этой организации как ни в одной другой налажены процессы быстрой конвертации власти в деньги и наоборот. Тем более, что вероятный заказчик на подобную инициативу просматривается невооруженным взглядом. Российский дистрибьютор посуды GreenPan, компания «Антарес-трейд», уже использовала ранее в пропагандистской кампании профессора Петросяна и телеведущую Е. Малышеву, и народные избранники от ЛДПР в этот ряд вполне вписываются. В данном случае понятен и формат инициативы в виде "запрета рекламы посуды с тефлоновым покрытием". В силу нелогичности законопроект скорее всего не будет рассматриваться, и дело ограничится информационным шумом. В случае же депутатского запроса в Роспотребнадзор заказчики рисковали бы получить официальный ответ о безопасности посуды с антипригарным покрытием, что им было бы совершенно невыгодно.

Мы обратились в несколько компаний с просьбой дать комментарии на появление новости о внесении законопроекта. Приводим их без сокращений:

Петр Черенков, директор по продажам и маркетингу, Торговый дом SCOVO:

"Правительство и государственные органы обязаны заботиться о жизни и здоровье населения страны. Инициатива депутатов ЛДПР с предложением запрета рекламы посуды с тефлонированным покрытием должна опираться на научно доказанные факты, заключения Роспотребнадзора и Минздрава России. Мы, как производители посуды с различными видами покрытий и без покрытия, имеем все необходимые документы от Роспотребнадзора и санитарные заключения, подтверждающие безопасность применяемых нами материалов. Любое из покрытий на посуде (керамическое, тефлонированное, эмалированное) – это композиция химических элементов и существуют методики по определению уровня выделяемых вредных веществ, которые разработаны государственными органами сертификации. Из-за новизны керамических покрытий методики по определению уровня выделения вредных веществ керамическими покрытиями органами сертификации еще не разработаны. Этим и пользуются производители керамических покрытий, уверяя в полной экологической чистоте керамических покрытий и инициируя запрет рекламы посуды с тефлонированным покрытием.

Если тефлонированные покрытия наносят вред здоровью населению страны и это доказано тестами, научными исследованиями, заключениями Роспотребнадзора и санитарных органов России - необходимо полностью запретить распространение посуды с тефлонированным покрытием, а не только запретить ее рекламу. Инициатива должна исходить от Роспотребнадзора или Министерства Здравоохранения.

В данном случае мы видим простое коммерческое лоббирование интересов производителя посуды с керамическим покрытием.

Мы уверены, что данное заявление сделано для привлечения внимания к посуде с керамическим покрытием и перспектив внесения изменений в закон «О рекламе» иметь не будет. Если внесенное предложение будет рассмотрено Государственной Думой и если депутаты заботятся о здоровье граждан России – то вопрос должен быть направлен в Минздрав или Роспотребнадзор.

Один из производителей посуды с керамическим покрытием использует различные методы рекламы, в том числе и не совсем корректные, для получения прибыли от продажи собственной посуды. Чем больше шума о посуде с керамическим покрытием – тем больше объем продаж посуды этого производителя. Сейчас предпринята попытка запретить рекламу конкурирующего товара.

Мы готовы предоставить свое экспертное мнение или предоставить продукцию для проведения испытаний, если к нам поступит запрос от государственных органов России.

Если инициатива действительно серьезна, то необходимо создать комиссию для определения безопасности различных видов покрытий, в составе которой должны быть Минздрав, Роспотребнадзор, сертифицированные лаборатории, производители тефлонированных, керамических, эмалевых покрытий и ведущие российские производители посуды".

Игорь Хмылев, генеральный директор компании "Ландскрона" (торговая марка Vari):

"На мой взгляд - это просто PR ход и не более того. ЛДПР решила оседлать раскрученную не за их счет лошадку. На деле, даже если закон будет принят, то свою роль он отыграет на выборах. Будет ли он работать далее, ЛДПР не волнует. На деле запрет может и должен быть наложен на изделия, не удовлетворяющие каким-либо гигиеническим нормам, а не исходя из названия технологии. Априори, вся продаваемая посуда должна иметь заключение гигиенической экспертизы о соответствии существующим нормам. Все остальное и сейчас - вне закона. Для введения подобного закона нужен пересмотр существующих норм, а для этого нужно существенное изменение во взглядах на факторы риска санитарной медицины".

Татьяна Ерохина, менеджер по связям с общественностью Groupe SEB в России и странах СНГ (торговая марка Tefal):

«Компания «Группа СЕБ» (производит посуду и бытовую технику под торговой маркой Tefal), как мировой лидер в производстве посуды с собственным антипригарным покрытием, положительно оценивает инициативу ЛДПР в отношении регулирования рынка посуды и запрета на рекламу посуды, которая выделяет канцерогенные или токсичные вещества при приготовлении пищи. Как социально-ответственная компания, мы согласны с необходимостью разработки стандартов качества и безопасности как российской, так и импортной посуды. В свою очередь мы подтверждаем, что вся посуда Tefal с антипригарным покрытием подлежит обязательной сертификации, а используемые материалы безопасны для здоровья человека. Готовая продукция Tefal не содержит перфтороктановую кислоту (PFOA), свинец и кадмий. Продукция Tefal соответствует всем требованиям и стандартам, предписанным российским законодательством к материалам, находящимся в тесном контакте с пищей, и регулярно проверяется независимыми лабораториями и сертификационными государственными учреждениями».

Пресс-служба компании "Dupont":

"Согласно недавним публикациям в СМИ, депутаты фракции ЛДПР (Либеральнодемократической партии России) могут выступить с предложением запретить рекламу посуды с антипригарным покрытием. Эти публикации, в которых источники ссылаются на ЛДПР, содержат ряд не вполне соответствующих действительности заявлений, относящихся к посуде с антипригарным покрытием и товарному знаку Teflon(R). Это является результатом распространившейся на рынке недостоверной информации, которая вызывает напрасную тревогу у потребителей. Антипригарные покрытия с товарными знаками DuPont Teflon (R) для кухонной посуды при целевом использовании остаются безопасными. Данное заключение подтверждают лабораторные испытания, результаты исследований, опубликованные и получившие независимую экспертную оценку, а также более чем 40 летний опыт использования этих изделий потребителями. Это подтверждается надзорными и регулирующими ведомствами различных стран мира, в том числе санитарно-эпидемиологическим заключением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ, заключениями Европейского ведомства по контролю в сфере безопасности продовольствия (EFSA), Французским агентством по надзору за безопасностью продовольствия (ANSES), надзорными ведомствами Нидерландов, Американским управлением по надзору за качеством продовольствия и медикаментов (FDA), и Американским агентством по охране окружающей среды (EPA). Компания "Дюпон" выступает за то, чтобы потребители, которые выбирают кухонную посуду с товарным знаком Teflon(R) (Тефлон(R)), и впредь с уверенностью готовили в ней пищу.

Товарный знак Teflon(R) представляет собой интеллектуальную собственность компании "Дюпон" и он не должен быть использован в качестве обобщающего термина, говоря об антипригарных покрытиях для кухонной посуды".

Рассмотрение законопроекта в профильном комитете состоится, ориентировочно, в начале сентября. Будем следить за развитием событий.