В режиме «спецоперации». Рынок посуды в новых условиях

Военная кампания в Украине и параллельная ей атака на российскую экономику вновь неизбежно сказыаются и на рынке посуды. К сожалению, в силу того, что цели и методы у людей, принимающих политические решения, выглядят туманными и не всегда имеют рациональные объяснения, сложно даже примерно предположить, на какой период затянется процесс активной эскалации и, тем более, каким окажется новый «статус кво» по его завершению. В этих обстоятельствах можно, наверное, только действовать по обстановке и решать неотложные вопросы поддержания оперативной деятельности. Среднесрочные вопросы и принятие стратегических решений лучше отложить до тех времен, когда хоть сколько-нибудь будут понятны контуры новой реальности.

Очевидно, что общая ситуация в российской экономике будет сказываться на рынке посуды в той же степени, что и на других рынках. Наиболее критичными с точки зрения последствий являются такие факторы, как падение рубля, инфляция, снижение уровня жизни и покупательской способности населения.

Специфика спроса на рынке посуды

Рынок посуды имеет собственные отличительные черты, которые проявляется, в том числе, и в периоды резкого ухудшения экономической ситуации, чему мы были свидетелями неоднократно на протяжении последних 15 лет.

В первую очередь, стоит отметить, что посуда - это базовый товар, почти такой же важный, как продукты питания. Спрос на посуду довольно устойчив, а его колебания - более гладкие по сравнению со многими другими непродовольственными товарами не первой необходимости (как в отрицательную, так и в положительную стороны).

Почти все виды кухонной и столовой посуды из разных материалов взаимозаменяемы. По большому счету не так важно, из чего сделана кастрюля, в ней всегда можно будет сварить то или иное блюдо. Предметы столовой посуды из стекла, фарфора, керамики, металла отличаются в первую очередь эстетикой, а не функциональность. В силу этого не просматривается вариантов, когда на рынке возникнет серьезный дефицит посуды, хотя какие-то марки и подсегменты могут выпадать.

Март - последний месяц сезона высоких продаж. При этом в это время на полках магазинов и на складах производителей и оптовиков обычно остается значительный запас продукции. Наличие товарных остатков даст возможность игрокам рынка посуды сдемпфировать рост цен при необходимости. Плюс спокойный в плане покупательской активности весенне-летний период даст время для трезвой оценки ситуации.

В отличие от одежды и электроники, на рынке посуды мы не видим массового ухода или отказов в поставках зарубежных компаний. Исключением является ИКЕА, которая продавала достаточно большие объемы посуды, в том числе и производимой в России.

Как и всегда в моменты резкого ухудшения экономического положения, рынок посуды ждет процесс смещения спроса от более дорогих ценовых сегментов к более доступным, особенно в первое время, когда покупатели находятся в шоке он новых цен. Продавать более дорогую посуду станет сложнее, но в перспективе возможно снижение конкуренции – с рынка могут уйти игроки, импортировавшие напрямую из Европы небольшие объемы посуды для розничных продаж. Блокировка банковских карт международных платежных систем может поспособствовать перенаправлению спроса со стороны тех покупателей, которые предпочитали ранее делать покупки в европейских интернет-магазинах, на отечественных ритейлеров.

Производство

В РФ в последние годы производство посуды во многих сегментах росло. В разы увеличилось производство алюминиевой посуды с антипригарным покрытием, появились новые предприятия, выпускающие нержавеющую посуду. Заводы, изготавливающие эмалированную посуду, имеют запасы по существенному увеличению мощности.

В массовом сегменты посуды из стекла заводы Pasabahce в Нижегородской области и ARC International во Владимирской области закрывают львиную долю потребностей рынка.

Нарастил производственные мощности Дулевский фарфоровый завод, появилось новое производство фарфора «Хорекс» в Белгородской области. Стоит отметить и бурное развитие мастерских и небольших предприятий по производству керамической посуды.

Вместе с тем очевидно, что масштабные санкции создадут определенные неприятности и производителям. Большинство российских предприятий используют импортные станки и оборудование, материалы и фурнитуру, и проблемы со снижением стоимости рубля, с логистикой, с зарубежными контактами для отечественных заводов также являются острыми.

Импорт

Почти по всем основным посудным сегментам импорт посуды ориентирован в первую очередь на Китай, трудности с поставками из которого если и возникают, то носят технических характер. По другим значимым направлениями поставки также пока более-менее идут, снижение объемов импорта можно ожидать, но не в силу санкций, а в силу падения покупательской способности населения в РФ.

Из самых проблемных направлений в импорте можно отметить сегмент чугунной посуды без покрытия. В последние годы доминирующими поставщиками здесь стали украинские предприятия, в значительной степени вытеснившие китайскую продукцию. В условиях военной кампании вряд ли удастся сохранить объем поставок чугунной посуды из Украины, поэтому в этом сегменте возможен неудовлетворенный спрос уже в ближайшее время - к началу сезона казанов.

© posudka.ru