Резервы роста на рынке посуды. Совместные закупки

Самоорганизация людей с помощью Интернета открывает совершенно новые возможности для покупателей и продавцов. С распространением социальных сетей стремительными темпами развивается такой способ распространения продукции, как «совместная покупка». Сегодня ежедневно только в Москве в рамках совместных закупок приобретаются десятки тысяч разнообразных товаров народного потребления, включая посуду. С учетом того, что популярность совместных закупок растет в геометрической прогрессии, постепенно данный инструмент превращается для конечных покупателей в серьезную альтернативу как традиционной розничной торговле, так и Интернет-магазинам, а для поставщиков – в значительный резерв по увеличению объемов продаж.

Идея совместных закупок довольно проста. Покупатели, будучи людьми осведомленными и рациональными, осознают, что пока товар от производителя или оптовика добирается до полок магазинов, его цена сильно увеличивается. С другой стороны все понимают, что просто так нельзя напрямую купить товар, минуя розницу, так как у каждого оптовика есть «барьеры» - минимальный размер партии, выборка по определенным артикулам и т.д. Чтобы преодолеть эти барьеры, покупатели объединяются в группу людей, которые формируют единый заказ, удовлетворяющий требованиям оптовика. Экономия в зависимости от особенностей распространения того или иного товара получается очень существенная.

Ключевыми инструментами для совместных закупок являются социальные сети и «Организаторы». В социальных сетях или на специальных сайтах собирается аудитория покупателей, заинтересованных в совместной закупке того или иного товара. «Организатор» – это лицо, которое берет на себя работу, связанную с формированием и выполнением заказа в «оффлайне»: выясняет у оптовиков условия осуществления сделки, информирует участников совместной покупки о имеющемся ассортименте и ценах на товары, собирает заказы и пожелания от участников закупки, осуществляет сбор денег (в случае предоплаты), приобретает товар у оптовика и обеспечивает доставку и выдачу заказов участникам. На многих ресурсах сами участники имеют возможность корректировать деятельность оптовика, подсказывая, где и за какую цену выгоднее всего приобрести нужный товар.

Естественно, организаторы занимаются данной деятельностью не бесплатно – их вознаграждение составляет в пределах 10-15% от оптовой стоимости товара. В настоящее время «Организатор совместной закупки» - это фактически новая профессия в торговле, успешность которой зависит от наличия опыта и специальных навыков работы. Иногда организаторами выступают работники оптовых компаний, так как им легче получить хорошие цены и у них есть понимание того, как лучше обеспечить процесс закупки и избежать связанных с ней рисков.

В последнее время намечается тенденция, что организаторы совместных покупок проявляют более активную позицию и занимаются рекламой конкретных товаров тех или иных производителей и торговых марок. Скорее всего, это обусловлено как их личной заинтересованностью в увеличении собственного оборота, так и ростом интереса оптовиков, стимулирующих организаторов на закупку определенного товара.

Из-за недостаточной организованности сейчас совместные закупки представляют собой достаточно рискованное для покупателей мероприятие, что, безусловно, ограничивает их развитие. Во-первых, организаторам не всегда удается обеспечить короткий срок выполнения заказа, во-вторых, возникает проблема недопоставок, в-третьих, из-за технических сложностей часто сложно собрать деньги со всех участников, в-четвертых, организаторам трудно предъявить претензии по качеству товаров. Все эти риски могут быть сведены на нет, как только сам оптовик проявит заинтересованность в работе с данным каналом дистрибуции и возьмет часть организационной работы на себя.

Темпы развития популярности совместных закупок хорошо иллюстрирует динамика поисковых запросов в Яндексе. Если по словосочетаниям «совместная покупка» и «совместная закупка» в ноябре 2009 года было 39 843 запроса, то в ноябре 2010 года – 166 774 запроса! Ежедневная аудитория наиболее популярных ресурсов вроде optolover.com или sptovarov.ru превышает 10 тыс. человек.

При таких темпах вполне возможно будет ожидать уже в ближайшее время появление у оптовиков и у наиболее продвинутых производителей специальных менеджеров и даже отделов, ответственных за работу с совместными закупками, также как совсем недавно стали появляться менеджеры и отделы по работе с набравшими популярность Интернет-магазинами.

© posudka.ru