Рынок посуды в 2010 году. Итоги

2010 год заканчивается, можно подводить итоги. Если 2008 год мы назвали «годом предчувствия больших неприятностей», 2009 - «годом напряженной работы», то 2010 можно назвать "годом тонкой настройки". Весь нынешний год компании на основе опыта выживания в кризис создавали модели бизнеса, приспособленные под окончательно сформировавшуюся новую модель потребительского поведения. Основные черты сегодняшнего покупателя – умеренная рациональность, осторожность, легкий налет параноидальности – определяют практически все главные тренды на рынке посуды. «Усредненный» потребитель 2010 года тратит на покупку посуды больше времени, довольно много внимания уделят сравнению альтернатив, проявляет определенную настойчивость в поиске мест, где нужный ему товар продается с максимальной скидкой или по более выгодной цене и более чувствителен к проблеме безопасности посуды. Наилучших результатов добивались те компании, ритейлеры и марки, которые смогли адаптироваться к такой модели поведения.

Глобальные тренды

Среди наиболее заметных процессов, происходящих на рынке посуды, можно отметить рост популярности Интернет-торговли в разных ее проявлениях. Следуя за другими более развитыми сегментами (электроники, бытовой техники и других товаров народного потребления), рынок посуды в плане Интернет-торговли эволюционирует очень быстро. В России это заметно, прежде всего, в крупных городах, где услуги предоставления качественного доступа в глобальную сеть являются общедоступными. Приблизительная месячная аудитория покупателей посуды, использующих различные Интернет-сервисы, по нашим оценкам, составляет сегодня порядка 120-130 тысяч человек в месяц. При этом если в 2009 году по сравнению с 2008 годом рост объема продаж посуды через Интернет составил около 30%, то в 2010 году по сравнению с 2009 годом – 200%.

Посуду через Интернет пока приобретают лишь 2 – 2,5% Интернет-покупателей, в то время как близкую группу товаров, бытовую технику, покупают 21%, одежду – 18% (оценка ФОМ). Резервы потенциального спроса в сегменте посуды и кухонной утвари видны невооруженным взглядом. Кроме того, рост общей популярности Интернет-торговли (Россия отстает от развитых европейских рынков в разы, и здесь также есть куда развиваться) неизбежно создат мультипликативный эффект, и уже в 2011 году можно ждать выхода Интернет-торговли на новый уровень и по объемам продаж, и по количеству Интернет-магазинов, и по качеству услуг (удобства выбора и оплаты, скорости доставки и т.д.).

Другой заметный тренд – устойчивый рост спроса на кухонную и столовую посуду среднего и премиального сегмента. В конце 2008 – начале 2009 года именно эти сегменты пострадали больше всего, но восстановление прошло достаточно быстро и сегодня можно говорить о том, что посуда средней и премиальной ценовой категории даже немного улучшила свой удельный вес в общем объеме продаж по сравнению с докризисными временами. Объяснить это можно ростом кулинарной культуры, спровоцированной и кризисом в том числе - люди стали чаще готовить дома, экспериментировать с приготовлением различных блюд, и требования к качеству и ассортименту посуды заметно выросли.

Производство, дистрибуция, ритейл

С июля 2010 года стал реальностью Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, благодаря которому рынок сбыта для компаний-импортеров из трех стран значительно увеличился. Это дало определенный импульс торговле, а также значительно изменило документооборот, связанный с производством и продажей посуды. Государства-участники обязательную сертификация заменили декларированием, требования к качеству посуды унифицировали, а санитарно-гигиенический контроль существенно снизили, что еще более обострило и без того сложную ситуацию с безопасностью посуды.

Уходящий год стал довольно оживленным в плане развития собственных розничных сетей производителями и дистрибьюторами. Среди наиболее характерных примеров можно назвать появление полноценной сети магазинов ИФЗ под маркой «Императорский фарфор», значительное увеличение (в разы) количества фирменных магазинов «Стеклозавода «Неман», бурное развитие сети «Магазинов постоянных распродаж» компании «Гала-центр», успешная реализация проекта по развитию франчайзиновых магазинов и розничных точек бренда Samura.

Несмотря на казалось бы не очень благоприятную конъюнктуру, 2010 год оказался достаточно плодотворным на появление новых заметных и амбициозных игроков и новых торговых марок. На рынке кухонной посуды с антипригарным покрытием довольно успешно и уверенно дебютировали компании Frybest (с посудой одноименной макри), «ДЦ Тайпит» (с посудой Belezza) и «Лотос» (с литой алюминиевой посудой Stoneline). Многие крупные оптовые компании-импортеры расширили свой ассортимент посудой под новыми торговыми марками, как собственными, так и уже известными за пределами РФ («Белый Парус» ввел марки Bon Salon и Glassburg, «Стройремонт» - марку Crisa, «АСБ-рейтинг» - марку Chinbull и т.д.).

В сфере производства также были заметные события. Одна из тенденций – рост стремления производителей к самоорганизации с целью повышения собственной конкурентоспособности. С 2010 года начала действовать дополнительная таможенная пошлина на импорт столовых приборов, которую удалось «продавить» объединенными усилиями российских заводам-производителей - Ашинского металлургического завода, ОАО "Труд", Павловского завода художественных металлоизделий, ОАО "Нытва". Пример оказался заразительным, и в июне прошло совещание производителей посуды из фарфора и керамики, на котором обсуждался вопрос о совместных действиях по спасению керамической отрасли, а осенью 2010 года публично было объявлено о создании Ассоциации производителей посуды. Пока, правда, позитивных изменений в конкурентоспособности отечественной продукции от объединенных действий гораздо меньше, чем от индивидуальных усилий отдельных заводов по модернизации производства, но сами факты заслуживают внимания и в будущем возможно отраслевые объединения станут играть серьезную роль.

Также в 2010 году появились и новые производства. В Санкт-Петербурге состоялось открытие нового завода Tefal, а в Пскове – новая площадка по производству посуды из нержавеющей стали торговой марки Благо.

Выставки

2010 год прошел под знаком HouseHold Expo, которая на фоне потерявшей значительную часть экспонентов выставки «Консумэкспо» утвердилась в качестве самого представительного и посещаемого мероприятия на рынке посуды. Также нельзя не отметить и появление новой выставки Houseware, проведенной совместно с осенней выставкой «Подарки». "Консумэкспо", в свою очередь, объявила о запуске новой осенней выставки в 2011 году и теперь нас ждет новый виток обострения конкурентной борьбы на рынке выставочных услуг.

Из крупных зарубежных выставок довольно значительные изменения произошли на Ambiente, которая прошла в новом формате, но они носили в основном организационный характер и не сильно повлияли на состав участников и посетителей.

Посуда и ТВ

Довольно заметными событиями на рынке посуды стали показы на Первом канале передачи «Жить здорово» про антипригарную посуду и документального фильма «Ядовитая посуда», последствия которых почувствовали многие игроки. Темой обоих проектов стала проблема безопасности посуды, действительно очень актуальная. Однако потрясающая некомпетентность и авторов передачи «Жить здорово», и фильма «Ядовитая посуда» скорее послужили не повышению качества и безопасности посуды, а появлению параноидальных настроений у довольно значительной группы потребителей.

В 2010 году в России появилась первая торговая марка, взращенная телевидением - Julia Visotskaya. В начале ноября продюсерский центр Андрея Кончаловского зарегистрировал торговую марку, названную в честь популярной ведущей кулинарных телепрограмм Юлии Высоцкой, а уже в декабре состоялась презентация новой линии посуды Tefal Julia Visotskaya. Наверняка в 2011 году стоит ожидать и других подобных проектов, благо популярных кулинарных программ и их ведущих на нашем телевидении хватает.

© posudka.ru